Древо, Чаша и Сошествие Богини

 

 

Как должно быть становится ясно из вышеизложенного не каждый мог претендовать на роль шамана то есть защитника своего племени и гаранта его благополучия хотя бы потому что данный титул предполагал бескорыстное служение во имя всеобщего благополучия без какой либо гарантии того что взамен что либо будет получено самим шаманом. Но и это не было самым главным барьером, что препятствовал любому желающему принять на себя столь ответственную должность. Ключевым фактором служило некое очень важное обстоятельство, объяснить которое можно было только одним – будущего шамана, а значит духовного и идейного лидера должна была выбрать на эту роль сама Великая Богиня путем сообщения ему с самого рождения особых свойств и собственно это как мы увидим в дальнейшем и считалось тем что ныне зовется харизмой то есть сошествием на будущего претендента ее благодати, то есть charis.  В различной литературе посвященной этой теме – это как правило описывается как смутный зов в душе будущего шамана повинуясь которому он должен встать на нелегкий путь инициации дабы пройти все ступени посвящения и в конечном счете обрести мудрость. Такие дети по свидетельству многих из числа их ближайшего окружения с самого детства отличаются от большинства своей особой восприимчивостью и степенью осознанности и понимания окружающего их мира – они весьма ранимы и эмоциональны – им снятся странные сны и посещают различные видения и предчувствия.

 

Когда достигнув определенного возраста такой человек понимает что более не способен противиться этому зову изнутри он обращается к старейшинам рода и те предоставляют ему возможность пройти сквозь различного рода испытания конечной целью которых является смерть прежней личности и новое духовное перерождение. Многие из реально переживших подобное посвящение довольно красноречиво описывают этот процесс в терминах которые для западного человека покажутся дикостью несмотря на то что в жилах многих из них течет кровь самых первых шаманов из числа тех что я описал в предыдущей главе. Здесь мы увидим прототип того процесса что позже был позаимствован для описания страстей христовых  так как на самом деле данная сюжетная линия как я скажу об этом позже была введена в повествование будучи строго позаимствована из более древней шаманистической традиции смерти и перерождения во время инициации.

 

В самом начале своих испытаний будущий шаман впадает в особый транс или летаргическое состояние во время которого ему предстоит спуститься в нижние пределы своего сознания где его ритуально должны расчленить некие существа или духи нижнего мира – снять с него плоть и обезглавить. Плоть снимается с костей и они перемываются в то время как части тела помещаются в гигантский котел где происходит своеобразная переплавка – все это символически обозначает смерть старого и перерождение в новую личность. После этого тело собирается по новой и должно пройти еще некоторое время, прежде чем произойдет процесс воскрешения и пробуждения в абсолютно новом качестве. Во время этого испытания сознание будущего шамана путешествует по тому что хорошо известно как мировое древо или срединная ось – либо же центральный столп. Этот символ или образ является одним из самых древних и представляет из себя символически некое центральное древо что объединяет в себе три основных мира а именно мир духов и мертвых, то есть нижний мир – мир земной то есть мир людей и мир богов то есть вышний мир. Как мы понимаем проходя процесс инициации – ритуальную смерть и воскрешение – сознание шамана в буквальном смысле оказывается распятым на этом древе так как пребывает параллельно в нижнем мире где проходит процесс перерождения – частично в мире людей пока инициируемый находится в состоянии летаргии и в мире высшем куда ему предстоит вознестись обретя новое качество и воскреснув для новой жизни и новой роли. Этот процесс сошествия в нижний мир – смерть  и  перерождение – и последующее вознесение представляет из себя символически то распятие на мировом древе или центральном столпе, что стало прототипическим событием для авторов страстей христовых

 

Как стало ясно из описанного в предыдущей главе именно эта кропотливая работа над своим внутренним  миром конечной целью, которой становится внутреннее духовное перерождение и является тем самым главным обстоятельством, при котором возможно стать истинно помазуемым-христом благодатью Великой Богини и принять на себя сан великого и бескорыстного ей служения на благо всего племени в роли защитника и гаранта его благополучия. Также совсем не случайно в процессе переплавки старой личности в новую столь значимо фигурирует котел перерождения или чаша дающая мудрость и истинное духовное бессмертие – это наследие того изначального нордического шаманистического прошлого в культуре первых ариев-гиперборейцев Центральной Азии и Сибири которое прочно стоит краеугольным камнем для всей шаманистической традиции. Чаша или котел впоследствии как основной символ или архетип, обозначающий первочрево Великой Богини позже перейдет практически во все культуры, где хоть немного говорится о перерождении или происхождении всего сущего из лона Великой Матери. Этот символ как основной прототип Чаши Грааля легко обнаружить в образе Котла Дагды принадлежавшего Племени Богини Дану и Котла Перерождений кельтской богини Черидвен из легенды о Талиесине и разумеется в образе чаши нартов – нартамонга или уатцамонга – которая согласно мифам лишь в присутствии самых достойных и честных воинов и богатырей появлялась в разгар их пиршества и сама поднималась к устам самого достойного и честного из героев.

 

Этот образ сошествия в нижний мир для обретения мудрости и внутреннего преображения очень хорошо отражен в одном из древнейших из дошедших до нас текстов описывающих сошествие богини Инанны через семь врат в пределы ее сестры Эрешкигаль царицы подземного мира. За ним несомненно стоит очень древняя традиция описывающая процесс инициации через который должна была пройти будущая служительница богини таким образом ритуально следуя по стопам своей покровительницы. Некоторая часть этого предания записанная на глиняных табличках для нас разумеется безвозвратно утеряна но даже то что было расшифровано дает весьма ясную картину того что было в символической форме описано в мифе. Если вкратце описать сюжет то в нем богиня Инанна решает сойти в нижний мир в пределы страны откуда нет возврата и где правит ее суровая сестра Эрешкигаль и для этого она дает пару указаний своей самой близкой прислужнице, в том числе прося ее в случае если она не вернется через определенное время бить тревогу и просить великих богов извлечь ее из нижнего мира. Одевшись в свой лучший наряд и украсив себя ровно семью видами всяких украшений она начинает свой спуск во время которого ей приходится проходя через семь ворот ведущих в подземный мир отдавать по одному из имеющихся при ней украшений. Наконец представ абсолютно нагой пред своей сестрой она подвергается осмеянию и сильному гневу со стороны богов подземного мира и ее сестры вследствие чего под влиянием так называемого взгляда смерти с их стороны обращается в бездыханное тело которое то ли вешают на крюк то ли приколачивают к шесту. Через три дня ее прислужница бьет тревогу и начинает просить разных богов помочь в возврате Инанны из нижнего мира находя поддержку в лице Энки который снаряжает туда пару своих помощников. Спустившись в подземный мир эти существа застают Эрешкигаль в муках родов и каким то образом путем хитрости и лести умудряются заполучить тело  Инанны – воскресив которое они благополучно доставляют в ее исконные пределы вышнего мира богов. На этом наиболее связная часть повествования прерывается. Все остальное является не более чем интерпретациями отрывочных строк на осколках глиняных табличек. Это на мой взгляд исконная версия о сошествии богини в которую позже было прибавлено еще несколько сюжетных линий в том числе и линия с участием Думузи – возлюбленного Инанны которого она жертвует на место себя в подземный мир повинуясь требованиям богов этого мира.

 

Здесь как нельзя лучше показана самая древняя из ныне сохранившихся в письменном виде традиций касательно шаманистической инициации со всеми ее промежуточными этапами – сошествием через семь уровней бытия на самый низший – смерть – бездыханное состояние в течение трех суток и последующее воскресение, за которым следует вознесение обратно в обитель богов. Эта традиция является прототипической для всех последующих легенд и мифов об умирающих и воскресающих божествах так как прежде чем в этой роли выступило мужское божество рождавшееся от богини – убитое и воскресшее на третий день – именно этим путем прошла сама Великая Богиня. Путь Богини это путь вечной смерти и перерождения в новое состояние – подобно тому как сменяются фазы луны и циклы в природе и космосе – это самая древняя форма философии и космогонии и всякая шаманка что проходила этот путь понимала это с предельной ясностью. Мистерия Богини – таинство вечного перерождения – есть мистерия Грааля – сосуда или лона питающего и дарующего мудрость и вечную духовную жизнь. А потому всякий посвященный в эту мистерию однажды причастившись и пройдя сквозь добровольную смерть и второе рождение в Духе навсегда становился единым с бесконечным циклом перерождений постигая главную истину о том, что жизнь и смерть и есть одно и проистекают из тела единой Великой Матери.

 

Подобная семеричная традиция повествующая о сошествии в Нижний мир за котлом перерождений хорошо описана в известном произведении легендарного сказителя Талиесина – Сокровище Аннуна где главными действующими персонажам являются король Артур и его отважные рыцари. Их главной задачей в этой повести является проникновение в Подземный мир Аннун дабы достать там Котел перерождений принадлежащий тамошнему королю Арауну. Чтобы попасть  туда героям необходимо пройти через семь замков вход в каждый из который охраняется собственным могущественным стражем. Не без потерь добравшись до главного замка где хранится Котел перерождений герои успешно возвращаются в мир людей с драгоценной реликвией. Здесь кстати также как и в пример описанном мною в начале главы очень четко прописана троичная структура мироздания а именно мы видем пресловутое мировое древо и три мира – Аннун – Абред и Гвинвид то есть Нижний мир – Срединный и Вышний мир богов. Подобная троичная структура была к слову и у славян – Правь Явь и Навь.

 

Как мы видели выше истинный путь к обретению Грааля и его силы – это путь истинного шамана – возлюбленного Богини с самого рождения и помазанного ею благодатью с самого рождения. И потому вся та обширная литература что посвящена странствию-поиску или квесту главной задачей которого является обретение силы Грааля и что была изложена на бумагу в 12-ом и 13-ом веках имеет за особой вполне осязаемую и очень древнюю сакральную традицию а авторы излагавшие свои сюжеты в тот период следовали определенной и хорошо известной сюжетной теме. Здесь очень четко можно различить образ героя – искателя в простодушии растущего вдали от людей – единственного сына своей вдовствующей матери. В один прекрасный момент по неясному зову сердца он отправляется в путь и дорога приводит его в край который некогда постигла серия бедствий вследствие чего он превратился в бесплодную пустошь. Здесь он попадает в Замок Грааля ко двору так называемого Короля–рыбака или Увечного короля и становится свидетелем чудесной процессии во время которой дева чудной неземной красоты проносит через главный зал некий сосуд-чашу излучающий неземное сияние и кровоточащее копье. Герой воздерживается в своей простоте душевной от того чтобы задаться вопросом что есть Грааль и кому он служит и позже узнает от хозяина замка что его край стал пустошью так как ему был некогда нанесен фатальный удар сделавший его увечным – и как следствие его недееспособности и всю его землю. На следующее утро герой покидает замок и впоследствии встречает некоего странника который укоряет его в том что он не решился задать два главных вопроса и потому лишился последнего шанса вернуть плодородие пустынному краю и здоровье увечному королю. Наш герой было хочет вернуться обратно но путь уже утрачен и он в надежде вспомнить дорогу в замок Грааля пускается в долгое странствие.

 

 

Подобная сюжетная линия как вы понимаете не является простой случайностью так как представляет из себя историю архетипического героя-простака который отправляется в путь как и всякий кандидат в шаманы просто по неясному внутреннему зову души потому что о чем-то догадывается. Вступая на этот путь он должен спуститься в иной мир и попасть к королю подземного мира – хранителю чаши Грааля или Котла перерождений где он сможет лицезреть саму священную реликвию но чтоб получить право испить из нее и обрести мудрость и вечную молодость он должен задать пару главных вышеозначенных вопросов что символизирует добровольное желание инициируемого принять на себя ответственность за дальнейшие обязательства в роли участника квеста и духовного поиска в роли кандидата в шаманы-протеже Богини – этот добровольный поступок дает герою возможность причаститься от чаши Грааля стать наследником короля – хозяина замка и даже взять в жены его дочь или главную хранительницу священной реликвии. Эта традиция нашла свое позднее отражение и во многих европейских и славянских сказках где некий герой-простак крестьянский сын (например Иван-дурак) совершает ряд подвигов и становится впоследствии вместо старого короля единоличным правителем взяв в жены его дочь – прекрасную царевну. Иногда здесь присутствует и сюжетная линия в которой  герою приходится искупаться в особом котле дабы стать удалым красавцем в то время как старый царь нырнув в котел оказывается сваренным заживо что также говорит об обязательном присутствии в сюжете волшебного котла или чаши награждающего достойного красотой или молодостью.