Ессеи и Кумраниты.

 

.

Гипотеза Унтербринка как я и говорил выше на мой взгляд практически верна на все сто когда он утверждает что Иосиф подозрительно умалчивает о дальнейшей участи такого яркого персонажа как Иуда Галилеянин хотя упоминает все что случилось с каждым из его сыновей и с внуком. На самом деле как мне кажется и в этом я также полностью солидарен с автором здесь все намного проще. Знаменитое Флавиево свидетельство (Testimonium Flavianum) в которое так отчаянно верят многие и о которое сломано столько копий за прошедшие столетия имеющее репутацию весьма неуклюжей интерполяции на самом деле как и утверждает Унтербринк очень хорошо завуалированное описание казни именно Иуды Галилеянина так как находится в тексте по смыслу именно в том самом месте где и должно находиться по общей логике. Стоит его немного вычистить и вставить имя Иуды вместо Иисуса как мы получим описание казни мятежного галилейского вождя приблизительно этак в году 19-20 н.э. И это как раз таки первая половина правления Понтия Пилата в качестве префекта. Кто то может сказать что годы его правления четко закреплены за периодом 26-36 гг н.э на что можно возразить что подобная датировка полностью базируется на датировке последовательности правления наместников взятой также у Иосифа и внимательное прочтение того как сменялись предшественники Пилата позволяет заметить что некий наместник Валерий Грат или Гратус на самом деле правил не 11 лет а возможно не более трех лет в промежутке между 15 и 18 гг. н.э. И лишние восемь лет что сдвигают всю хронологию были добавлены в Иосифа задним числом поздними редакторами для гармонизации с евангельской хронологией. Также немаловажен и тот факт что большинство событий имевших место после казни Иуды Галилеянина послужили в будущем для евангелистов своего рода схемой по которой строился весь сюжет что имел место быть после распятия Иисуса. Проще говоря ситуация была примерно следующей.

 

После того как движение зелотов было временно обезглавлено и наступил некий кризис единоначалия – в Иерусалиме образовался свой кружок революционеров –последователей четвертого пути которому учил казненный галилеянин. Их главной идеей была довольно занимательная теория согласно которой Иуда Галилеянин был мучеником погибшим за свободу и пролитая им кровь была священна – она взывала к Яхве об отмщении и более того в награду за принесенную им мученическую жертву как утверждали некоторые члены этой ячейки основываясь на своих мнимых видениях Яхве воскресил их идейного лидера как святого или полу-ангельское существо – которого они видели своими собственными глазами. Но он не захотел остаться среди людей а ушел в подполье строго наказав своим последователям продолжать праведную борьбу с римскими оккупантами. Одним словом очень знакомый даже по нынешним меркам уровень религиозной фанатичности. Воскреснув из мертвых в качестве святого он обрел в глазах религиозных фанатиков и националистов иерусалимской ячейки абсолютно новый статус – спасителя и идейного вдохновителя то есть Иешу на манер известного ветхозаветного Иешу бен Нуна также известного как Иисус Навин. И для них это было не просто имя а скорее статус или звание их духовного воскресшего лидера. Для них он был живее всех живых. Если же обратить особое внимание - период  этот - 20-30 гг у Иосифа обрисован очень бегло без особых деталей и подвергся серьезной редактуре за многие века дабы не обнаружилось ничего противоречащее общехристианской исторической парадигме так как именно здесь были заложены определенные исторические шаблоны для будущих евангельских сюжетов. Для наиболее полного же понимания той обстановки что имела место быть в те годы я бы хотел ниже рассмотреть то как описаны у Иосифа и согласно недавним археологическим раскопкам реалии жизни и идеологические воззрения Ессеев и Кумранской общины в окрестностях Мертвого моря из которой с высокой доли вероятности в свое время и вышел должно быть Иуда Галилеянин и его соратники.

 

Совсем не случайно как и следовало бы предположить  после всего что нам уже теперь известно единственными источниками которые могут нам что то рассказать об этих двух видах братств сыгравших как мы увидим ниже принципиальную роль в формировании и распространение основных идей раннего христианства являются Филон Александрийский и Иосиф Флавий. То есть в своем понимании того что именно происходило у истоков христианства мы по сути дела полностью зависимы от этих двух источников – один из которых (Флавий) хоть и весьма многословный но как было не раз доказано в силу своей политической ангажированности чаще весьма далекий от объективной исторической картины. Тем не менее я посчитал наиболее правильным для максимально объективной картины привести ниже наиболее важные  отрывки из этих первоисточников не приводя те тысячи аргументов за и против что были озвучены исследователями этого вопроса за многие столетия. Иногда когда того потребует случай я буду сопровождать отрывки необходимыми комментариями. Итак вот что говорит в своем более раннем по хронологии труде Иудейская война Иосиф Флавий касательно ессеев.

Существуют именно у иудеев троякого рода философские школы: одну образуют фарисеи‚ другую – саддукеи‚ третью – те‚ которые‚ видно‚ преследуют особую святость‚ так называемые ессеи. Последние также рожденные иудеи‚ но еще больше‚ чем другие‚ связаны между собой любовью. Чувственных наслаждений они избегают как греха и почитают величайшей добродетелью умеренность и поборение страстей. Супружество они презирают‚ зато они принимают к себе чужих детей в том возрасте‚ когда они еще восприимчивы к учению‚ обходятся с ними‚ как со своими собственными‚ и внушают им свои нравы. Этим‚ впрочем‚ они отнюдь не хотят положить конец браку и продолжению рода человеческого‚ а желают только оградить себя от распутства женщин‚ полагая‚ что ни одна из них не сохраняет верность одному только мужу своему.

3. Они презирают богатство‚ и достойна удивления у них общность имущества‚ ибо среди них нет ни одного‚ который был бы богаче другого. По существующему у них правилу‚ всякий‚ присоединяющийся к секте‚ должен уступить свое состояние общине; а потому у них нигде нельзя видеть ни крайней нужды‚ ни блестящего богатства – все как братья владеют одним общим состоянием‚ образующимся от соединения в одно целое отдельных имуществ каждого из них. Употребление масла они считают недостойным‚ и если кто из них‚ помимо своей воли‚ бывает помазан‚ то он утирает свое тело‚ потому что в жесткой коже они усматривают честь‚ точно так же и в постоянном ношении белой одежды. Они выбирают лиц для заведования делами общины‚ и каждый без различия обязан посвятить себя служению всех.

4. Они не имеют своего отдельного города‚ а живут везде большими общинами. Приезжающие из других мест члены ордена могут располагать всем‚ что находится у их собратьев‚ как своей собственностью‚ и к сочленам‚ которых они раньше никогда не видели в глаза‚ они входят‚ как к старым знакомым. Они поэтому ничего решительно не берут с собой в дорогу‚ кроме оружия для защиты от разбойников. В каждом городе поставлен общественный служитель специально для того‚ чтобы снабжать иногородних одеждой и всеми необходимыми припасами. Костюмом и всем своим внешним видом они производят впечатление мальчиков‚ находящихся еще под строгой дисциплиной школьных учителей. Платье и обувь они меняют лишь тогда‚ когда прежнее или совершенно разорвалось‚ или от долгого ношения сделалось негодным к употреблению. Друг другу они ничего не продают и друг у друга ничего не покупают, а каждый из своего дает другому то‚ что тому нужно‚ равно как получает у товарища все‚ в чем сам нуждается; даже без всякой взаимной услуги каждый может требовать необходимого от кого ему угодно.

5. Своеобразен также у них обряд богослужения. До восхода солнца они воздерживаются от всякой обыкновенной речи; они обращаются тогда к солнцу с известными древними по происхождению молитвами‚ как будто испрашивают его восхождения. После этого они отпускаются своими старейшинами‚ каждый к своим занятиям. Проработав напряженно до пятого часа‚ они опять собираются в определенном месте‚ опоясываются холщовым платком и умывают себе тело холодной водой. По окончании очищения они отправляются в свое собственное жилище‚ куда лица‚ не принадлежащие к секте‚ не допускаются‚и‚ очищенные‚ словно в святилище‚ вступают в столовую. Здесь они в строжайшей тишине усаживаются вокруг стола‚ после чего пекарь раздает всем по порядку хлеб‚ а повар ставит каждому посуду с одним-единственным блюдом. Священник открывает трапезу молитвой‚ до которой никто не должен дотронуться к пище; после трапезы он опять читает молитву. Как до‚ так и после еды они славят Бога как дарителя пищи. Сложив с себя затем свои одеяния‚ как священные‚ они снова отправляются на работу‚ где остаются до сумерек. Тогда они опять возвращаются и едят тем же порядком. Если случайно являются чужие‚ то они участвуют в трапезе. Крик и шум никогда не оскверняют места собрания: каждый предоставляет другому говорить по очереди. Тишина‚ царящая внутри дома‚ производит на наблюдающего извне впечатление страшной тайны; но причина этой тишины кроется‚ собственно‚ в их всегдашней воздержанности‚ так как они едят и пьют только до утоления голода или жажды.

6. Все действия совершаются ими не иначе как по указаниям лиц‚ стоящих во главе их; только в двух случаях они пользуются полной свободой: в оказании помощи и в делах милосердия. Каждому предоставляется помогать людям‚ заслуживающим помощи‚ во всех их нуждах и раздавать хлеб неимущим. Но родственникам ничто не может быть подарено без разрешения предстоятелей. Гнев они проявляют только там‚ где справедливость этого требует‚ сдерживая‚ однако‚ всякие порывы его. Они сохраняют верность и стараются распространять мир. Всякое произнесенное ими слово имеет больше веса‚ чем клятва‚ которая ими вовсе не употребляется‚ так как само произнесение ее они порицают больше‚ чем ее нарушение. Они считают потерянным человеком того‚ которому верят только тогда‚ когда он призывает имя Бога. Преимущественно они посвящают себя изучению древней письменности‚ изучая главным образом то‚ что целебно для тела и души; по тем же источникам они знакомятся с кореньями‚ годными для исцеления недугов‚ и изучают свойства минералов.

7. Желающий присоединиться к этой секте не так скоро получает доступ туда: он должен‚ прежде чем быть принятым‚ подвергать себя в течение года тому же образу жизни‚ как и члены ее‚ и получает предварительно маленький топорик‚ упомянутый выше передник и белое облачение. Если он в этот год выдерживает испытание воздержанности‚ то он допускается ближе к общине: он уже участвует в очищающем водоосвящении‚ но еще не допускается к общим трапезам‚ После того как он выказал также и силу самообладания‚ испытывается еще два дальнейших года его характер. И лишь тогда‚ когда он и в этом отношении оказывается достойным‚ его принимают в братство. Однако‚ прежде чем он начинает участвовать в общих трапезах‚ он дает своим собратьям страшную клятву в том‚ что он будет почитать Бога‚ исполнять свои обязанности по отношению к людям‚ никому ни по собственному побуждению‚ ни по приказанию не причинит зла‚ будет ненавидеть всегда несправедливых и защищать правых; затем‚ что он должен хранить верность к каждому человеку‚ и в особенности к правительству‚ так как всякая власть исходит от Бога. Дальше он должен клясться‚ что если сам будет пользоваться властью‚ то никогда не будет превышать ее‚ не будет стремиться затмевать своих подчиненных ни одеждой‚ ни блеском украшений. Дальше он вменяет себе в обязанность говорить всегда правду‚ разоблачать лжецов‚ содержать в чистоте руки от воровства и совесть от нечестной наживы‚ ничего не скрывать перед сочленами; другим же‚ напротив‚ ничего не открывать‚ даже если пришлось бы умереть за это под пыткой. Наконец‚ догматы братства никому не представлять в другом виде‚ чем он их сам изучил‚ удерживаться от разбоя и одинаково хранить и чтить книги секты и имена ангелов. Такими клятвами они обеспечивают себя со стороны новопоступающего в члены.

10. По времени вступления в братство они делятся на четыре класса; причем младшие члены так далеко отстоят от старших‚ что последние‚ при прикосновении к ним первых‚ умывают свое тело‚ точно их осквернил чужеземец. Они живут очень долго. Многие переживают столетний возраст. Причина‚ как мне кажется‚ заключается в простоте их образа жизни и в порядке‚ который они во всем соблюдают. Удары судьбы не производят на них никакого действия‚ так как они всякие мучения побеждают силой духа а смерть‚ если только она сопровождается славой‚ они предпочитают бессмертию. Война с римлянами представила их образ мыслей в надлежащем свете. Их завинчивали и растягивали‚ члены у них были спалены и раздроблены; над ними пробовали все орудия пытки‚ чтобы заставить их хулить законодателя или отведать запретную пишу, но их ничем нельзя было склонить ни к тому‚ ни к другому. Они стойко выдерживали мучения‚ не издавая ни одного звука и не роняя ни единой слезы. Улыбаясь под пытками‚ посмеиваясь над теми‚ которые их пытали‚ они весело отдавали свои души в полной уверенности‚ что снова их получат в будущем‚

11. Они именно твердо веруют‚ что‚ хотя тело тленно и материя невечна‚ душа же всегда остается бессмертной; что‚ происходя из тончайшего эфира и вовлеченная какой-то природной пленительной силой в тело‚ душа находится в нем как бы в заключении‚ но как только телесные узы спадают‚ она‚ как освобожденная от долгого рабства‚ весело уносится в вышину. Подобно эллинам‚ они учат‚ что добродетельным назначена жизнь по ту сторону океана – в местности‚ где нет ни дождя‚ни снега‚ ни зноя‚ а вечный‚ тихо приносящийся с океана нежный и приятный зефир. Злым же‚ напротив‚ они отводят мрачную и холодную пещеру‚ полную беспрестанных мук. Бессмертие души‚ прежде всего‚ само по себе составляет у ессеев весьма важное учение‚ а затем они считают его средством для поощрения к добродетели и предостережения от порока. Они думают‚ что добрые‚ в надежде на славную посмертную жизнь‚ сделаются еще лучшими; злые же будут стараться обуздать себя из страха перед тем‚ что если даже их грехи останутся скрытыми при жизни‚ то‚ по уходе в другой мир‚ они должны будут терпеть вечные муки. Этим своим учением о душе ессеи неотразимым образом привлекают к себе всех‚ которые только раз вкусили их мудрость. 12. Встречаются между ними и такие‚ которые после долгого упражнения в священных книгах‚ разных обрядах очищения и изречениях пророков утверждают‚ что умеют предвещать будущее. И‚ действительно‚ редко до сих пор случалось‚ чтобы они ошибались в своих предсказаниях.

13. Существует еще другая ветвь ессеев‚ которые в своем образе жизни‚ нравах и обычаях совершенно сходны с остальными‚ но отличаются своими взглядами на брак. Они полагают‚ что те‚ которые не вступают в супружество‚ упускают важную часть человеческого назначения – насаждение потомства; да и все человечество вымерло бы в самое короткое время‚ если бы все поступали так. Они же испытывают своих невест в течение трех лет‚ и‚ если после трехкратного очищения убеждаются в их плодородности‚ они женятся на них. В период беременности своих жен они воздерживаются от супружеских сношений‚ чтобы доказать‚ что они женились не из похотливости‚ а только с целью достижения потомства. Жены их купаются в рубахах‚  а мужчины в передниках. Таковы нравы этой секты.

Думаю прочтя этот отрывок и обратив внимание на выделенные места всякий кто знаком хотя бы с парой тройкой интерпретаций самых выдающихся исследователей историков и религиоведов на тему вышеописанного не сможет не согласиться с тем что все что я писал когда – либо в других случаях о возникновении определенного типа братств на территории Сирии Ливана Галилеи и Самарии начиная с 6-ого века до н.э абсолютно верно подтверждают давно уже высказанную точку зрения о так называемом халдейском происхождении этих братств сильным влиянием идей зороастризма на их философию в то время как многие из них еще жили на территории нынешнего Западного Ирана. Особое отношение к солнцу – ношение белой одежды – клятвы приносимые всяким кто прошел все вступительные испытания полностью совпадающие с основными моральными и этическими принципами тех кто следует заповедям Заратуштры служить лишь благим помыслам говорить благое и творить благие поступки. Их стремление иметь все общее и хорошо развитая сеть братств по всему Леванту как мы увидим далее послужили прообразом будущей развитой сети гностических общин и общин ранних христиан. Также их стойкость перед мучениями и особые воззрения на природу души и ее бессмертие говорят о сильном влиянии учений Пифагора и Платона впрочем как и их стремление к накоплению ценных знаний и практических навыков в мастерстве исцеления души и тела. Кроме этого весьма детального описания у Флавия есть еще пара упоминаний о ессеях в более позднем его произведении Иудейские древности.

 

В это время существовало среди евреев три секты, которые отличались различным друг от друга мировоззрением. Одна из этих сект называлась фарисейскою, другая саддукейскою, третья ессейскою. Фарисеи утверждают, что кое-что, хотя далеко и не все, совершается по предопределению, иное же само по себе может случаться. Секта ессеев учит, что во всем проявляется мощь предопределения и что все, постигающее людей, не может случаться без и помимо этого предопределения. Саддукеи, наконец, совершенно устраняют все учение о предопределении, признавая его полную несостоятельность, отрицая его существование и нисколько не связывая с ним результатов человеческой деятельности. При этом они говорят, что все лежит в наших собственных руках, так что мы сами являемся ответственными за наше благополучие, равно как сами вызываем на себя несчастья своей нерешимостью. Впрочем, об этом я подробно говорил уже во второй книге своей "Иудейской войны"

***

При этом Ирод потребовал присяги на верность также от учеников фарисея Поллиона и от Самеи, равно как от большинства их приверженцев; но последние отказались от этого и, несмотря на такой отказ, все-таки не подверглись каре, благодаря заступничеству Поллиона. Равным образом были освобождены от этой принудительной меры так называемые ессеи. Это секта, образ жизии которой устроен по образцу школы греческого мудреца Пифагора[23]. Впрочем, о них я в другом месте скажу подробнее. Здесь следует указать, почему царь так глубоко чтил ессеев и считал их выше прочих людей, тем более, что таким путем выяснится и взгляд общества на эту секту. Был некий ессей по имени Манаим (Менахем), который вообще, особенно же вследствие своего праведного образа жизни, пользовался общим уважением, тем более, что Господь Бог открыл ему знание будущего. Этот человек взглянул однажды на маленького Ирода, когда тот шел в школу, и предсказал ему, что он будет царем иудейским. На это Ирод, полагавший, что тот его не знает или шутит с ним, ответил, что он ведь принадлежит к простому классу. Манаим, однако, улыбнулся, ударил его рукою по спине и сказал: "И тем не менее ты будешь царствовать и притом счастливо, ибо Предвечный так решил. Помни также об ударах Манаима, и пусть они будут тебе символом переменчивости судьбы. Все это было бы прекрасно, если бы ты всегда любил справедливость и благочестие, равно как всегда был бы мягок со своими подданными. Но я, который знаю все, знаю, что ты не останешься таковым. Правда, ты будешь счастлив, как никто другой, и уготовишь себе вечную славу, но вместе с тем ты забудешь также о благочестии и справедливости. Все это известно Предвечному, и в конце своей жизни ты вспомнишь о Его гневе на тебя".

На эти слова Ирод тогда не обратил внимания, потому что не мог рассчитывать на их осуществление. Впоследствии, однако, он возвысился, достиг царской власти и высшего счастья. Тогда он во всем величии своей власти послал за Манаимом и стал расспрашивать его, сколько времени он будет править. Манаим воздержался от точного ответа. Тогда ввиду его молчания Ирод спросил его, будет ли его царствование продолжаться десять лет, на что Манаим отвечал, что и двадцать и тридцать; но при этом он воздержался от точного определения этого срока. Ирод удовлетворился и этим, обласкал старика и отпустил его, и с тех пор в честь его относился всегда с уважением к ессеям. Несмотря на всю странность этого факта, мы все-таки сочли необходимым уделить ему здесь место и сообщить нашим читателям все о нем, тем более, что многие из ессеев высоко чтимы [у нас] за свой праведный образ жизни и за знание всего божественного.

 

***

Учение ессеев требует все предоставлять на волю Божию; они признают бессмертие душ и считают стремление к справедливости высшею целью. В храм они доставляют пожертвования, но сами они не занимаются жертвоприношениями, признавая другие способы очищения более целесообразными. Поэтому им запрещен доступ в общий храм и они совершают свое богослужение отдельно. Впрочем, это наилучшие люди, которые всецело отдаются земледельческому труду. Достойно удивления то чувство справедливости у них, которое они, помимо всех прочих народов, ставят не ниже добродетели и которого не знают ни греки, ни другие народы. Это столь в них развитое чувство укоренилось у них не со вчерашнего дня, а издревле, и в силу его они не препятствуют никому жить со всеми общею, равною жизнью: имущество у них общее, и богач пользуется у них не большим, чем ничего не имеющий бедняк. Такой образ жизни ведут эти люди, и число их превышает четыре тысячи человек. Они не имеют ни жен, ни рабов, полагая, что женщины ведут лишь к несправедливостям, а вторые подают повод к недоразумениям. Живя сами по себе, они услуживают друг другу. Для заведования доходами и плодами земли они с помощью голосования избирают наиболее достойных лиц из священнического сословия; последние и должны заботиться о доставлении хлеба и прочих съестных припасов. Они живут все одинаково и наиболее подходят к тем дакийским племенам, которые носят название полистов.

 

Как видим во всех трех приведенных отрывках подтверждается все то о чем было сказано выше. Вера в бессмертие душ – сила предопределения – увлечение идеями Пифагора – особые способности – общинная жизнь и стремление к праведности. Также стоит сказать что на мой взгляд общины ессеев как это отметил сам Иосиф в последнем абзаце первого самого длинного приведенного нами отрывка были несмотря на некую однородность своих общин все же более разнообразны – среди них были и те что отрицали целибат и те чье отношение к политической обстановке и к реалиям времени было более воинственным и бескомпромиссным. Такими например были поздние кумраниты из среды которых скорее всего вышли наиболее радикально настроены группировки будущих зелотов и сикариев. Более подробно о членах этой общины мы еще поговорим чуть ниже. Пока же посмотрим что о ессеях говорили Филон и Плиний Старший.

 

В трактате «О том, что каждый добродетельный свободен» Филон сообщает следующие сведения о социальных принципах палестинских ессеев: “Они едва ли не единственные из всех людей, не имея ни денег, ни собственности считают себя богатейшими, так как справедливо полагают, что умеренность и ограниченность в потребностях равносильны изобилию. У них вы не найдете ремесленника, изготовляющего луки, стрелы, кинжалы, шлемы, панцири, щиты, и вообще никого, делающего оружие, орудия или что бы то ни было, служащее для войны. Нет у них и тех мирных занятий, которые легко ведут ко злу: так, они даже и во сне не знают ни крупной, ни мелкой, ни морской торговли, ибо они отклоняют от себя побуждения к корыстолюбию. У них нет ни одного раба, но все они свободны, взаимно оказывая друг другу услуги. Они осуждают рабовладельцев не только как (людей) несправедливых, оскверняющих равенство, но и как нечестивцев, нарушающих закон и установления природы, которая, подобно матери, всех породив и выкормив равным образом, сделала людей законными братьями не только по названию, но и в действительности. Их (т. е. рабовладельцев) коварная и чрезмерно возрастающая жадность расшатала это родство, вместо близости создала отчужденность и вместо дружбы — вражду”.

В отрывке из не дошедшего до нас произведения Филона, сохраненном историком церкви Евсевием Кессарийским (IV в. н. э.), дается яркая картина жизни и быта ессеев, “вкушающих несложную и поистине действительную свободу”: “Свидетельством свободы является их образ жизни. Никто из них не имеет ничего собственного: ни дома, ни раба, ни земельного участка, ни скота, ни других предметов и обстановки богатства. Все внося в общий фонд, они сообща пользуются доходами всех. Живут они вместе, создавая товарищества по типу фиасов и сисситий, и все время проводят в работе на общую пользу. Усердно занимаясь трудом, они смело соревнуются, не выставляя в качестве предлога ни жару, ни холод, ни какие бы то ни было изменения погоды. За привычную работу они принимаются еще до восхода солнца и оставляют ее только после заката, сохраняя при этом здоровье, не меньше тех, кто участвует в гимнастических состязаниях. Они полагают, что их (трудовые) занятия более полезны для жизни и более приятны для души и тела, а также доступнее для пожилых людей, чем те упражнения, которые делаются на состязаниях, ибо они не стареют после наступления физической акме. Один из них, сведущие в делах посева и обработки земли, трудятся на земле, другие ведают стадами, имея на попечении разнообразных животных, некоторые заботятся об ульях пчел.

Часть же занимается ремеслами, чтобы не терпеть недостатка ни в чем, что необходимо для жизни, однако они ничего не накапливают сверх того, что необходимо для повседневных нужд. Из различающихся таким образом те, кто получают плату, отдают ее одному казначею, избранному поднятием рук. Казначей же, взяв деньги, сразу же покупает съестные припасы и дает изобильную пищу и все другое, необходимое для существования человека. Ежедневно питаясь вместе, за общим столом, они радуются одному и тому же, будучи сторонниками малых потребностей и отвергая расточительность, как болезнь тела и души. Общим у них является не только стол, но и одежда. Зимой у них приготовлены крепкие плащи, а летом дешевые накидки; желающий легко может взять такую одежду, какую захочет, так как то, что принадлежит одному, принадлежит всем и, напротив, то что принадлежит всем, то принадлежит и каждому в отдельности. И если кто-нибудь из них заболеет, то его лечат из общих средств, и все помогают ему заботами и вниманием. Старики же, если они окажутся бездетными, обычно завершают жизнь не только как многодетные, но как имеющие очень хороших детей; у них счастливейшая и прекраснейшая старость, они удостаиваются привилегий и почета со стороны большого числа людей, которые считают нужным ухаживать за ними по добровольному решению, скорее чем по закону природы”.

 

В кратком сообщении Плиния Старшего говорится: “К западу от Асфальтового озера (т. е. Мертвого моря), но в достаточном отдалении от берега. чтобы избежать вредных испарений моря, проживают ессены — племя уединенное и наиболее удивительны из всех во всем мире; у них нет ни одной женщины, они отвергают плотскую любовь, не знают денег и живут среди пальм. Изо дня в день число их увеличивается благодаря появлению толпы утомленных жизнью пришельцев, которых волны фортуны влекут к обычаям ессенов”.

 

Как видим здесь представлена практически аналогичная точка зрения на социальное устройство у ессеев что мы увидели у Иосифа Флавия. А учитывая, что Филон является немного более ранним источником у нас есть еще и возможность увидеть то, как возможно менялся или не менялся внутренний социальный уклад ессейских общин.

 

***

 

Теперь когда мы имеем более или менее некое представление о ессеях хотелось бы несколько слов сказать о кумранской общине и рукописях Мертвого моря содержание которых также дает весьма богатую пищу для размышлений. Раскопки Хирбет-Кумрана и находящихся неподалеку от него развалин строения известного как Айн-Фешхи происходили с 1958 по 1961 г. Обнаружен был целый комплекс строений, разделенных дворами. Внутри дворов находились семь больших каменных водоемов-цистерн, сообщавшихся с разветвленной системой акведука, и помещения производственного назначения: гончарные мастерские с печами для обжига, прачечная, красильня и др. Основное строение состояло из ряда помещений. Одно из них служило, по-видимому, писцовой (скрипторий), о чем свидетельствуют остатки гипсовых столов и чернильницы; комната с каменными скамьями вдоль стен, возможно, предназначалась для совещаний Совета общины; самое большое помещение (22 х 4,5 м) было, вероятнее всего, местом собраний общины и в то же время трапезной. К нему примыкает небольшая комната-посудная, где обнаружено около 1200 аккуратно составленных горшков, тарелок, чаш, кувшинов. Археологические находки позволили сделать важные выводы. Прежде всего установлено полное сходство керамики Хирбет-Кумрана с керамикой, найденной в пещерах с рукописями. Показательно также сходство надписей на сосудах, найденных в Хирбет-Кумране, с начертаниями знаков в рукописях. Полное сходство керамики говорит о бесспорной связи между центральным строением и людьми, спрятавшими в пещерах рукописи. Материалы раскопок дают также представление о хозяйственных занятиях обитателей этих строений. Изучение остатков зданий и сооружений говорит об общественном их характере. Это был центр совместного труда и потребления при общей кассе (ни в одной из пещер не найдено монет, в то время как их много в центральном строении). По археологическим данным, строение это возникло в 40-х годах II в. до н. э., было временно покинуто после землетрясения 31 г. до н. э., затем около 4 г. до н. э. было вновь отстроено и просуществовало до 68 г. н. э. В 68 г. н. э. во время Иудейской войны против Рима Хирбет-Кумран был захвачен Х римским легионом, сожжен и разрушен, а затем частично отстроен для поселения в нем римского гарнизона. Это находится в полном соответствии с сообщением Иосифа Флавия о захвате этого района римским императором Веспасианом в июне 68 г. н. э.

 

Жизнь общины, поселившейся в пустынной местности на северо-западном побережье Мертвого моря, протекала между двумя крупными народно-освободительными движениями — от Маккавейской войны 164—141 гг. до н. э. против Селевкидов до Иудейской войны, или антиримского восстания, 66—73 гг. н. э. Более подробные сведения о внутренней жизни общины, ее организации, социальном строе и идеологических воззрениях дают сами рукописи. Они показывают, что община, которую мы условно — по местонахождению рукописей и развалин центрального строения — называем кумранской, предприняла в уединении Иудейской пустыни поразительную для своего времени попытку осуществления смелой социальной утопии — организацию коллективистского строя жизни.  В числе многих самоназваний общины особенно обращают на себя внимание следующие: “община бедных”, “простецы” (или “малые”), “Новый Союз” (или “Новый Завет”), “сыны света”, “община истины”, “община избранников бога” и др. Самоназвание “община бедных” свидетельствует об отрицательном отношении к богатству и богатым. Социальная направленность этого самоназвания видна также из Кумранского комментария на 37-й псалом. В комментарии к стихам 21-22 говорится: “Имеется в виду община бедных, которые унаследуют богатства (или наследие) всех нечестивцев”. Слова того же псалма: “И кроткие унаследуют землю” комментируются так: “Имеется в виду община бедных (“эвйоним”), которые примут покаяние и будут спасены от всех сетей дьявола, а затем будут наслаждаться всеми благами земли”.

 

Название “Новый Завет” (или “Новый Союз”) говорит о том, что по представлениям кумранской общины “Старый Завет”, заключенный между богом и патриархом Авраамом и явившийся основой “Союза” между Яхве и иудейским народом, утратил свою силу и начался период “Нового Завета”, заключенного богом с кумранской общиной. Не меньший интерес представляет самоназвание “сыны света”. Наконец, название “простецы”, или “юные”, “малые” (петаим), — термин, напоминающий раннехристианское выражение “малые сии”, “младенцы” (“нэпиой. По учению общины, мир извечно разделен на два резко противостоящих и взаимно исключающих друг друга лагеря или “царства”: царство света, добра и правды, к которым кумраниты относили только самих себя, и царство “сынов тьмы”, к которым они относили весь остальной мир. Вековечная борьба между этими двумя царствами должна завершиться “в конце дней” сокрушительным поражением лагеря тьмы и победой “сынов света”. Основными признаками социальной организации общины, отраженной в Уставе, являлись общность имущества, обязательный совместный труд и коллективный быт. Так, мы читаем в Уставе общины: “все те, кто добровольно изъявляет готовность придерживаться истины Бога, должны принести в общину Бога все свое знание, всю свою силу и все свое имущество”. Из общности имущества и обязательности совместного труда закономерно вытекали также совместные трапезы. Условия отбора и приема новых членов были весьма строгими. Каждый вновь вступающий подвергался проверке (внутреннее совершенство и преданность основам учения общины), затем проходил двухлетний испытательный срок, во время которого его имущество еще “не смешивалось” с имуществом общины. Лишь после неоднократной и всесторонней проверки новичков они решением общего собрания зачислялись в полноправные члены общины, их имущество “смешивалось”, т. е. поступало в распоряжение общины, а сами они начинали принимать активное участие в общинной жизни. Уставом предусматривается строгая субординация во всех вопросах труда и имущества: “Пусть младший слушается старшего относительно труда, и казны”. Должностное лицо, ведающее трудом членов общины, названо в тексте “надзирателем над работой” полноправных членов общины.

 

Высшим органом управления всеми делами общины, как явствует из Устава, было общее собрание ее членов, на котором избирались должностные лица общины, в том числе “надзирающий над работой” членов общины. Несмотря на высшие прерогативы общего собрания и демократическую процедуру избрания должностных лиц, священники, оппозиционные к иерусалимскому храмовому священству, находились в особо привилегированном положении и пользовались большой властью. Сутки кумранитов, судя по Уставу и сведениям античных авторов о ессеях, заполнялись общеобязательным совместным трудом, совместным питанием, выполнением религиозных обрядов и ночными бдениями, когда “треть каждой ночи” посвящалась совместному изучению священного писания и документов общины. Жизнь всей общины в целом и каждого ее члена в отдельности строжайшим образом регламентировалась дисциплинарным уставом. За сокрытие части имущества от общины при вступлении в нее виновный наказывался лишением части рациона, от ¼ до ½. За всякое иное нарушение установленных правил предусматривались наказания, характер которых не всегда ясен, — по-видимому, отлучения на тот или иной срок. О семейной жизни в кумранском Уставе никаких указаний нет. Возможно, что кумранская община была общиной монашеского типа, хотя на прилежащем к центральному строению кладбище, насчитывающем около 1200 погребений, из которых пока раскопано только 50, обнаружено несколько скелетов женщин и девочек. В других документах брак признается основой творения, и регламентируется брачный возраст.

 

Некоторые особенности религиозной практики кумранской общины свидетельствуют о начавшемся разрыве с Иерусалимским храмовым культом и постепенном отходе от традиционного иудейства. Члены общины считали иерусалимское храмовое жречество “нечестивым”, а иерусалимский храм — оскверненным этими жрецами. Отказываясь в силу этого от традиционных жертвоприношений животных в храме, кумранская община искала “заменителей” в виде добрых дел и чувств. Практический отказ от храмовых жертвоприношений и поиски их заменителей обусловили эволюцию взглядов общины на эту всеобщую для древности основу религиозной практики. Эта эволюция нашла свое выражение не только в Уставе, в котором отчетливо выступает приоритет “духа святыни”, “справедливости и совершенства пути” перед “жертвами всесожжения” и “жертвами жиром”, но и в другом произведении общины, именуемом «Флорилегиум». В этом произведении провозглашается создание “храма человеческого”, в котором “воскурения” перед богом будут приноситься в виде добрых дел. Мысль о том, что добрые дела важнее жертв, уже раньше высказывалась в пророческой литературе, однако кумранская община впервые отказалась от жертвоприношений.

 

Другим не менее существенным показателем отхода от официального культа было введение кумранской общиной своего собственного календаря, отличного от общепринятого. В кумранском календаре год начинается всегда с одного и того же дня (среда) и все праздники падают на одни и те же дни недели. Ясно, что пользование своим особым календарем свидетельствует о практическом разрыве многих религиозных и деловых связей общины с внешним миром. О разрыве с официальным культом свидетельствуют новый характер ритуальных омовений, особый обряд захоронения, собственные молитвы и гимны и, наконец, резкие выпады против нечестивых стяжателей — иерусалимских священников. Наиболее интересной особенностью кумранского обряда ритуальных омовений является его обусловленность предварительным раскаянием и очищением души. Иными словами, ритуальные омовения, по мнению идеологов общины, оказываются действенными лишь в том случае, если ритуалу предшествуют покаяние и внутреннее очищение. Так, если ритуальные омовения новичка не предваряются полным раскаянием, то “пусть он не вступает в воду, чтобы (затем) прикоснуться к чистоте людей святости, ибо они (т. е. новички) не очистятся (водой), если не отвратятся от зла”.

 

В том же Уставе говорится, что пренебрегающий установлениями общины “не удостоится прощения и не очистится водой очищения, не освятится морями и реками и не очистится всей водой омовения, нечист, нечист будет во все дни, пока отвергает законы бога... ибо духом совета божьей правды искупаются пути человека”. Отсюда видно, что сами по себе ритуальные омовения имеют меньшее значение, чем праведность, душевная чистота и верность основам учения. Согласно тому же Иосифу Флавию, сходным образом истолковывали сущность этого обряда сторонники Иоанна Крестителя. Флавий сообщает, что, по учению Иоанна Крестителя, омовение принято будет богом лишь в том случае, если его будут совершать не ради прощения им различных прегрешений, но ради очищения их тела, “поскольку и душа их предварительно очистилась праведностью”. Таким образом, обязательное и безусловное требование предварительного покаяния и внутреннего очищения является тем новым, что внесли кумраниты и сторонники Иоанна Крестителя в понимание старинного иудейского обряда ритуальных омовений.

 

Как мыслилось решение извечной проблемы борьбы “сынов света” и “сынов тьмы”? Когда и как должна была быть завоевана окончательная победа? Ответ на эти вопросы заключен в эсхатологическом и мессианистическом учении кумранской общины. Свое наиболее яркое выражение эсхатологическое учение кумранитов, т. е. учение о “последних днях”, “времени очищения” и “переплавки”, нашло в своеобразном и крайне любопытном произведении — свитке Войны, в котором, как было сказано, апокалиптические видения будущих сражений, носящих порой космический характер, причудливо переплетаются с крайне реалистическим их изображением. Важным звеном в осмыслении “конца времен” и “последних дней” являются представления о “помазаннике” — “мессии” - посреднике между богом и общиной. В этой связи особо пристальное внимание привлекает к себе во многом еще загадочная фигура кумранского “учителя праведности” — анонимного основателя и идеолога общины. В опубликованных до сих пор документах об учителе говорится весьма немного. Учитель избран богом для передачи через него истинного учения и тайн “конца времен”, оставшихся неизвестными даже пророкам, причем и истинное учение и тайны стали ведомы учителю непосредственно из уст бога. Учитель и его сторонники подвергались преследованиям со стороны главного антагониста учителя — “нечестивого жреца”. Никаких конкретных сведений о характере мучений, которым подвергался учитель, и об обстоятельствах его смерти в известных пока документах нет. Согласно одному сложному для понимания тексту, кумраниты ожидали воскресения умершего учителя в “последние дни”. Возможно, что учитель подразумевается в другом тексте, в котором говорится, что в руку избранника своего бог отдаст суд над всеми народами. Наконец, с достаточной ясностью — и это очень существенно — говорится, что претерпевшие муки и верующие в учителя будут вознаграждены спасением. Бесчисленные попытки отождествить учителя с кем-либо из известных исторических лиц оказались пока тщетными. С большей или меньшей вероятностью в настоящее время можно определить лишь приблизительные хронологические рамки жизни учителя: конец II в. до н. э. — первая половина I в. до н. э. Ряд видных кумрановедов относят время деятельности учителя к середине II в. до н. э., другие — к I в. н. э.

 

***

 

До того как были обнаружены многочисленные свитки кумранской общины наше знание о ессеях и схожих с ними общинах сводилось к вышеупомянутым отрывкам Филона - Иосифа Флавия и небольшой заметке Плиния Старшего но теперь когда мы знаем какие цели преследовал лидер так называемой Четвертой философии Иуда Галилеянин и видели выше каких именно воззрений и традиций придерживались авторы наиболее известных кумранских рукописей то будет совсем нетрудно понять что в реальной исторической действительности в отличии от той альтернативной вселенной что создали евангелисты и автор Деяний Апостолов именно поздние кумраниты стали той воинственной религиозной сектой из среды которой вышли зелоты и сикарии ближе к середине первого века н.э. Теперь не представляет особого труда и понимание того что главный исторический персонаж первой четверти первого века н.э. Иуда Галилеянин скорее всего вышел именно из лона этой группы а его реальные исторические сторонники такие как Иоанн совершавший инициационные омоновения и описанный Флавием а позже превращенный в персонаж Иоанна Крестителя – его братья - сыновья и даже внуки все причастные к военным действиям и разного рода агитпропаганде на протяжении всего времени вплоть до падения крепости Массада были именно той самой Иерусалимской ячейкой с которой столкнется апостол Павел как в вымышленном отрывке из Деяний так и более реалистичном описанном в одном из его посланий. Более того Иосиф Флавий который по молодости водился и с ессеями проходя обучение у некоего Бануса – личности весьма схожей с Иоанном Окунающим и был замечен в числе наиболее отчаянных головорезов  в самой гуще военных действий в самый разгар Иудейской войны а потом переметнулся на сторону римлян и уже в почтенном возрасте всеми силами пытался себя обелить в своих произведениях – отлично знал нравы кумранитов радикального толка и скорее всего описывая так называемую четвертую философию Иуды Галилеянина и ее сторонников он опять же искусственно исказил реальные исторические факты того времени.

 

 

Это хорошо заметно хотя бы потому что в более раннем и подвергшемся более строгой цензуре труде Флавия – Иудейская война написанном им в середине 70-ых гг. когда шрамы от подавления восстания и разрушения Второго Храма все еще были достаточны свежи он в принципе не упоминает такое движение как Четвертая Философия говоря только о фарисеях саддукеях и ессеях как не странно описывая последних в роли пацифистов и блюстителей целибата но проговариваясь о том что они стойко переносили все пытки что им пришлось испытать от рук римлян что уже говорит о совсем непацифистических наклонностях определенной группы ессеев. То есть попросту говоря как мы видим он всеми силами пытался не упоминать движение созданное Иудой и его последователями – искусственно вплетя их в общую массу ессеев которые в действительности как я полагаю в той исторической реальности что имела место быт в середине первого века вашей эры были на самом деле пацифистами и придерживались правил целибата в то время как кумраниты практически с самого своего основания были преисполнены фанатизмом и ненавистью как к римлянам-оккупантам так и к саддукейской аристократической прослойке иерусалимского жречества. И это с лихвой доказали раскопки в Хирбет-Кумране а также изучение основных произведений самих кумранитов. Разумеется что когда прошло еще добрых два десятилетия и Иосиф принялся за написание другого своего монументального труда – Иудейские древности – он уже мог позволить себе больше вольности и упомянуть наконец таки Четвертую Философию как движение созданное Иудой Галилеянином абсолютно не приплетая сюда ессеев и их воззрения преимущественно пацифистического толка. Мы же понимаем что когда впоследствии очень тщательно лепился образ евангельского Иисуса то все что связано было в его высказываниях с ненавистью к жречеству и саддукеям с иродианами было взято напрямую из речений кумранитов и Иуды Галилеянина вскормленного проповедями основных проповедников этой секты. Напротив же фарисеи как бы это не показалось странным судя по текстам евангелий и речам евангельского Иисуса были как раз таки самой дружественно настроенной к кумранитам группой и их воззрения даже были первоначально частью политической и социальной программы как Иуды так и Иоанна до того как их последователи уже после смерти обеих лидеров от рук властей стали беспощадными радикалами в лице зелотов и сикариев.