Многоликий Спаситель.

 

 

 

Прежде чем перейти непосредственно к самому анализу основных евангельских сюжетов необходимо уладить еще пару важных вопросов дабы не вводить в заблуждение в будущем внимательного читателя. А именно мне хотелось бы поговорить о самом происхождении имени будущего евангельского собирательного персонажа и о том как в разное время его рисовало воображение истинно верующих в него людей. Учитывая все что мы теперь знаем о возможных ессейско-терапевтических корнях изначальной формы хрестианства – ответы к которым мы придем будут довольно красноречивыми если не сказать больше.

 

Итак начнем с имени. И для этого нам придется совершить небольшой экскурс в глубь тысячелетий чтобы увидеть наиболее объективную картину. А она представляется примерно следующей учитывая все что мы теперь знаем из вышепройденного. В конце бронзового века и примерно в начале железного параллельно с тем как уходили в небытие одна за другой великие империи древности происходило и колоссальное по своим объемам передвижение масс беженцев скрывавшихся как от последствий бесконечных войн так и тех климатических и космических катастроф что имели место быть и как следствие этого происходил и культурный обмен между более продвинутыми и менее продвинутыми племенами. Именно в это время и чуть позже в течение пары веков народам средиземноморского бассейна в основном были переданы очень важные знания мистериального характера от беженцев гиперборейского происхождения с северо запада и частично с востока. Все что мы сейчас ныне связываем с великими достижениями как архаики так и классической античности в действительности было в течение долгого времени на протяжении множества поколений хранимо бережно и впоследствии дозировано передаваемо выжившими после коллапса бронзового века носителями  более продвинутой цивилизации гиперборейского толка проживавшими как на территории северо-западной Европы так и на территориях Северного Причерноморья – Кавказа и на всей протяженности того что ныне известно как Русская равнина. Впрочем и сами античные философы и писатели особо этого и не скрывали и все свои достижения приписывали своим предкам и предшественникам пеласгам и гиперборейцам. Одним словом люди средиземноморья – того что впоследствии будет считаться ойкуменой то есть наиболее обитаемой частью мира получили продвинутые знания о мистериях и соответственно имена богов в этих мистериях непосредственно от ариев-пеласгов-гиперборейцев.

 

На этом фундаменте были основаны самые известные мистерии древности а именно самофракийские и элевсинские центральным элементом которых была возможность пройти полное преображение как телесное так и духовное и научиться видеть божественное во всем что окружает человека. Главными действующими персонажами как мы понимаем в этих мистериях были в разное время либо Великая Богиня Деметра и ее дочь как своего рода ее ипостась Персефона похищенная богом подземного мира и позже возвращенная им на поверхность с определенными условиями либо же опять Богиня – Мать и ее супруг-сын – праобраз всех умирающих и воскресающих богов носивший в зависимости от культуры перенявшей эти мистерии совершенно разные имена – Аттис Адонис или Иасиос. Здесь главным сюжетом была циклическая смерть супруга Богини и уход его в подземный мир который отождествлялся и с чревом Великой Богини – через которое ему предстояло пройти чтобы переродиться юным и сильным то есть воскреснуть в определенный срок как ее сын. Окрепнув же он вновь становился ее супругом и вновь увядал и умирал повторяя весь цикл заново с ее помощью. Так вот задолго до того как на территории Иудеи появились даже самые первые намеки на какие либо писания а было это не раньше 4-5 века по самым оптимистическим прикидкам – этот мистериальный культ был очень популярен по всему средиземноморью уже многие сотни лет. А к тому времени когда в действительности на греческом были впервые изложены пятикнижие и книга завоеваний ханаана Иешуа бен Нуном то есть не раньше середины четвертого века или даже в начале третьего все в той же Александрии эллинизированными и немного окультуренными уже на тот момент иудейскими писцами – имя мистериального умирающего и воскресающего бога мистерий известного как Иасиос и Иесиос означавшее целитель или врачеватель было очень хорошо известно многим античным народам и как мы видели выше в общинах терапевтов получив имя Иесоус отождествлялось с Логосом в его проявленной форме как свет солнца или духовный свет исходящий от человека владеющего гнозисом и способного врачевать души как своего рода Асклепий что для терапевтов считалось наивысшей формой духовного мастерства. Более того этот Иесоус то есть врачеватель душ считался своего рода духовным наставником и вроде как коллективным ангелом хранителем терапевтического братства их Высшим Я на уровне общины каким был как мы видели выше Даймоний Сократа.

 

Фигура этого Иесоуса – как спасителя или врачевателя была позаимствована эллинизированными иудеями находившимися под впечатлением от мистериальных культов и идей более продвинутых эллинистических философов для своей вымышленной истории о завоевании Ханаана Иешуа бен Нуном – имя умирающего и воскресающего бога мистерий – спасителя и врачевателя душ было переиначено в Иегошуа или Иешуа что означало Яхве спасает или просто спасение. Это было конечно же сделано в исключительно политических интересах для того чтобы объединив людей сказкой о завоевании некогда их предками Ханаана установить свои притязания на эти территории. И уже именно от этой фигуры и было впоследствии произведено все то множество имен самых различных исторических персонажей по имени Иешуа встречавшихся на всем протяжении более или менее достоверной иудейской истории вплоть до времен Иосифа Флавия и падения Второго Храма. Недостатка людей с таким именем в его время названных в честь вымышленного национального героя из книги о завоеваниях Ханаана никогда не было хотя бы потому что оно считалось приносящим удачу его владельцу и обладало неким ореолом святости с точки зрения иудейской доктрины. Как мы видели именно этим именем но уже больше как прозвищем был назван посмертно Иуда Галилеянин своими сторонниками фанатично ожидавшими его второго возвращения с воинствами от самого Яхве подобно тому как это было в истории с Иешуа бен Нуном сокрушавшим силой своего бога-покровителя победоносно и тотально безо всякой жалости все народы Ханаана с которыми он сталкивался.

 

Теперь обратимся к другому довольно интересному вопросу а именно зададимся целью понять как же себе представляли те фальсификаторы что писали евангелия образ их главного героя.  И вот здесь нам будет довольно непросто найти ответ так как судя по тому множеству изображений первых веков что были обнаружены и достоверно связаны с первыми христианскими общинами этот образ был абсолютно аморфным и многообразным то есть по большому счету никто из тех кто писал евангелия не знал как именно выглядел их главный персонаж. Правдивее всего будет сказать что в самом начале то есть примерно в то время когда и писались сами евангелия а именно середина второго века нам встречаются лишь изображения безбородого молодого парня никак не связанного с символикой креста или распятия – он появился на пару веков позже но очень имеющий много общего с аналогичными изображениями как раз таки как умирающих и воскресающих божеств так и божеств солнца и солнечного света весьма популярных в то время. Эти изображения было бы очень сложно отождествить с нынешними изображениями Иисуса так как - как правило с фресок и мозаик на нас смотрит некто практически неотличимый от Аполлона или все тех же Адониса и Аттиса. И потому довольно сложно понять как именно его представляли себе авторы евангелий. Но учитывая что базировались они очень сильно на многочисленных гностических сочинениях того времени написанных за долго до евангелий можно предположить что гностический Иисус представленный  как светлая и сияющая подобно солнцу фигура был изначально лишен всякого вида так как для к примеру терапевтов с их Иесоусом он был абстрактным солнечным светом или внутренним светом гнозиса в душе каждого умудренного знанием человека.

 

 

Можно конечно с натяжкой предположить что если ставший волей евангелистов изначальный абстрактный Логос как солнечный или духовный свет был выведен ими в роли рабби или учителя с очень близкими к ессеям – кумранитам или назореям чертам внешности то он как раз был примерно таким как он представляется нам сегодня на 95 процентах изображений а именно одетым в белый хитон бородатым и с длинными волосами так как назореи не стригли волос и бороды а терапевты и ессеи ходили исключительно в белых робах сделанных из грубой ткани и были неприхотливы в одежде как мы и видели в их описаниях Филоном и Флавием. Что же касается общепринятых черт лица то как считают многие они были позаимствованы у другого популярного на тот момент божества – Сераписа которому активно поклонялись в Александрии христиане уже во втором век н.э. Он представлял из себя некое подобие лика Зевса в его классическом образе но с небольшими вариациями. В то же самое время учитывая что как уже давно признано большинством трезвомыслящих ученых исследователей – образ на Туринской плащанице и прочие изображения связанные с легендой о желании царя эдесского Абгара V  увидеть Иисуса и о том как был получен лик известный как спас нерукотворный  - преданием о плате Вероники которым она отерла лицо Иисуса во время крестного пути и образом описанным в так называемом Послании Лентула где приводится якобы детальное описание внешности Иисуса проконсулом Палестины римскому сенату – это не более чем очень поздние христианские подделки шедшие на поводу у давно установившейся на тот момент поздней традиции. Этот образ был взят практически из ниоткуда и базировался на как я и сказал выше на каких то принятых уже на тот момент стереотипах изображения Иисуса так как его представляли в зависимости от обстоятельств и воображения разные люди. Одним словом если примем в расчет что за этим образом с одной стороны назорейского рабби а с другой абстрактного умирающего и воскресающего мистериального божества  изначально стояли именно отчасти ессены – кумраниты и по большей части члены братства терапевтов с их довольно примечательным способом одеваться исключительно в белое то ныне принятый образ Иисуса как бродячего проповедника и целителя не стригущего волос и бороды и постоянно странствующего налегке в цельнотканом белом хитоне окажется не так уж и далек от реальной внешности тех членов тайных терапевтических братств кто когда-то дал толчок или послужил базисом для последующего создания во плоти этого образа в самих евангелиях. Сказать большего на данный момент не представляется возможным.