Тайна Фулканелли – Путь Сантьяго и Анклав в Пиренеях

 

 

В начале 20-ых годов в Париже жил немного чудаковатый индивид по имени Эжен Канселье – большой энтузиаст всяческих оккультных наук и алхимии в частности. На тот момент нашему герою было не более 20 с небольшим и он с присущим большинству молодым людям гонором всеми силами старался найти свое место под солнцем и оставить свой заметный след в оккультных и алхимических дисциплинах. В различных своих самых ранних опусах он то и дело намекал своим немногочисленным читателям что своими знаниями он обязан некоему Великому Магистру алхимии по имени Фулканелли. И все бы ничего но парижская публика с большим скептицизмом принимала все его утверждения за исключением пары тройки людей которые почему-то поверили Эжену и решили помочь ему в его непростой задаче – и одним из таких был некий Жан-Жюльен Шампань – также довольно эксцентричный тип, который на тот момент был на пару десятков лет старше Канселье – почти разорен и зарабатывал на жизнь тем что создавал иллюстрации для всяческих изданий. Эти двое поселились вскоре в соседних апартаментах в заброшенном здании на Рю-де-Рошшуарт 59 бис и впоследствии много времени проводили в различных крупных публичных библиотеках вроде Библиотек Националь и других часами роясь в старых манускриптах. Через некоторое время вокруг них собрался небольшой кружок единомышленников объединенных главной идеей – через знакомство с Канселье  и Шампанем как главными учениками Великого Магистра постичь основные премудрости алхимической науки – тем более как утверждали эти двое – сам он уже достиг главной цели Великого Делания и сумел получить философский камень.

 

Конечно же все это звучит довольно забавно однако в 1926 году в свет выходит весьма неоднозначный труд под псевдонимом Фулканелли – Тайна Соборов где автор кем бы он ни был демонстрируя колоссальную эрудированность и свое знание классического наследия древних культур объясняет как в архитектуре некоторых соборов по всей Европе спрятаны основные намеки на алхимический символизм который при правильном понимании поможет всякому адепту достичь в конечном счете глубокого понимания в процессе Великого Делания и обрести истинный философский камень. Иллюстрации к этому изданию были выполнены конечно же де Шампанем а предисловие написано самим Канселье. Как и можно было бы предположить это издание произвело среди даже самых скептически настроенных парижан настоящий фурор и многие поспешили предположить что за псевдонимом Фулканелли скрывались эти двое. Но против этого как стало понятно с годами говорит множество фактов и не в последнюю очередь стиль в котором написан труд кардинально отличный от стиля предисловия написанного Канселье. В 1929 году за три года до смерти де Шампаня выходит второй труд – Обители философов – гораздо более внушительный - который окончательно отмел всякие сомнения что его автором мог быть кто-то из тех публичных личностей что были на виду – слишком был не похож тот титанический объем знаний и стиль письма что был в этом труде на что-либо другое.

 

Единственным официальным учеником самого загадочного Великого Магистра 20го века – был как я уже сказал Эжен Канселье у которого впоследствии также появился свой приближенный ему ученик – Патрик Ривьер написавший относительно недавно книгу посвященную тому кем мог быть загадочный учитель Эжена. Основываясь на множестве известных лишь ему фактов Ривьер утверждает, что им мог быть известный физик второй половины 19-века Жюль Виолль – в честь которого названа так называемая солнечная константа – интенсивность давления света на 1кв см платины при температуре плавления открытая им в 1875 году. Виолль был одним из светил своего времени и являлся помимо всего прочего основателем института теоретической и практической оптики а также школы высшей оптики – преподавая в нескольких высших учебных заведениях в том числе и Лионском университете. Если верить общепризнанной информации – скончался он в 1923 году что неплохо сочеталось бы с возвышением Канселье именно в это время и с его утверждениями об ученичестве у Великого Магистра. И тем не менее даже если это так то судя по тому о чем в последующие годы писал Эжен и тем свидетельствам что были получены от других свидетелей утверждавших что встречались с Виоллем-алхимиком – он мог умереть тем что называется смертью философа то есть вращаясь в определенных могущественных кругах что как мы увидим ниже вполне вероятно – в один прекрасный день достигнув логического завершения во время долгого процесса Великого алхимического Делания подстроить свою гибель самому скрывшись от людских глаз и уйдя в подполье. По официальной версии Виоллю перед смертью был 81 год на что кстати намекал и сам Эжен в письме к автору предисловия к английской версии Тайны соборов. говоривший о том что незадолго до смерти Великому Магистру было чуть более восьмидесяти но он выглядел очень моложавым и подтянутым.  Вскоре он пропал и лишь тридцать лет спустя произошла их неожиданная встреча с Канселье шокировавшая последнего прежде всякой меры.

 

Если верить одному из самых близких к Эжену людей то произошла она при очень странных и необычных для него обстоятельствах. В 1954 году Канселье получил некую весточку из Севильи в котором его приглашали в уединенное место загородом где его должен был встретить сам Великий Магистр. Отправившись туда он встретился в Севилье с неизвестными ему людьми которые посадили его в авто и долгими окольными путями прибыли в странное и неизвестное ему место где-то в Пиренеях. Вскоре его встретил там и сам его старый учитель чья внешность его шокировала так как тот во первых имел облик некоего андрогина а во вторых выглядел так будто ему было не более 50 - практически ровесником самого Эжена. Он утверждал, что они в момент их беседы находятся в особом месте – можно сказать в особом измерении за завесой куда невозможно проникнуть простому смертному и могут попасть лишь избранные а само поселение в котором они находились было анклавом могущественных алхимиков – можно сказать вершителей судеб человечества живущих благодаря тому что они владеют тайными знаниями и неким эликсиром бессмертия сотни лет не старея. Эти люди вот уже несколько тысяч лет со времени гибели последней продвинутой цивилизации на протяжении многих поколений в качестве теневого сообщества наблюдают за прогрессом человечества, иногда влияя извне на его историю. Дополнительным аргументом в пользу того что такая поездка в Севилью действительно имела место быть также было получено из уст самой дочери Эжена продемонстрировавшей документ с печатью о пересечении им испанской границы другу их семьи и самому видному исследователю алхимии и оккультных наук во Франции послевоенного времени – председателю общества по изучению алхимии Джерарду Хайму.

 

Насколько всему этому можно верить остается лишь гадать – однако в 1963 году в свет вышла книга Утро магов написанная некими Жаком Бержье и Луи  Повелем – в крайней степени для того времени необычный опус в котором помимо всего прочего странного и загадочного из описанного этими двумя авторами в третьей главе имеется очень любопытное описание встречи одного из авторов – Жака Бержье незадолго до войны с неким загадочным и очень эрудированным незнакомцем  в опытной лаборатории Парижского газового общества. Это было в 1937 году когда сам Бержье работал в сотрудничестве с одним из светил физики довоенного времени Андре Гейльброннером. Последний был не много не мало первым французским профессором преподававшим новую дисциплину – физическую химию – впоследствии породившую многие отрасли а именно электронику ядерную физику и стереотронику. В свое время он удостоился большой золотой медали Франклиновского института за открытие в области коллоидных металлов. Однако во время войны он попал в концлагерь Бухенвальд и был расстрелян нацистами в марте 1944 года. И все же начиная с 1934 года он полностью посвятил себя ядерной физике и уже в 1940 году когда в Европе вовсю шла война сумел учредить с помощью группы влиятельных спонсоров лабораторию по изучению различных ядерных процессов где были получены весьма значимые результаты. Именно в тот период времени в этой лаборатории работал Бержье получивший возможность общаться с самыми светлыми и порой загадочными и засекреченными от глаз обычной публике талантливыми учеными и визионерами.

 

Когда незнакомец которого почему-то Бержье принял за Фулканелли встретился с ним в этой самой лаборатории при весьма прозаических обстоятельствах между ними произошел довольно любопытный диалог многое из которого совпадает как с тем что было мной уже изложено в выше, так и с тем о чем говорил как Канселье в некоторых работах так и загадочный автор Тайн соборов и Обители философов. Думаю стоит привести дословную цитату из самой книги чтобы не исказить исходный смысл.

 

«Г-н Гейльброннер, чьим ассистентом вы, я думаю, являетесь, занимается поисками ядерной энергии. Г-ну Гейльброннеру было угодно держать меня в курсе некоторых полученных им результатов, в частности – появления радиоактивности, вызванной полонием, когда висмутовая проволока улетучилась от электрического разряда в дейтерии под высоким давлением. Вы очень близки к успеху, как, впрочем, и некоторые другие современные ученые. Будет ли мне позволено вас предостеречь? Работы, которыми занимаетесь вы и вам подобные, ужасающе опасны, опасны для всего человечества. Добиться высвобождения ядерной энергии легче, чем вы думаете. И искусственная радиоактивность, вызванная этим, может за несколько лет отравить атмосферу всей планеты. Кроме того, атомные взрывчатые вещества, которые можно извлечь всего из нескольких граммов металла, способны уничтожить целые города. Я вам говорю прямо: алхимики знают это уже давно».

 

На это конечно же Бержье усмехнулся и сказал что алхимики средних веков – это нелепость и их жалкие потуги не могут иметь ничего общего с современной продвинутой физикой на что незнакомец довольно сурово парировал следующей репликой.

 

«Я знаю, что вы мне скажете, но это неинтересно: алхимики, мол, не знали структуры ядра, не знали электричества, не знали никакого способа его обнаружения, поэтому они не могли совершить никакого превращения, никогда не могли высвободить атомную энергию… Позволю себе без доказательства просто сообщить вам, как я это говорил уже гну Гейльброннеру: геометрического расположения сверхчистых веществ достаточно для того, чтобы развязать атомные силы без использования электричества и техники вакуума. А теперь я прочту вам один короткий отрывок». Говоривший все это взял со стола брошюру Фредерика Содди «Объяснение радия» и прочел: «Думаю, что в прошлом существовали цивилизации, знавшие энергию атома и полностью уничтоженные злоупотреблением этой энергии». Потом он сказал: «Допустим, что некоторые частичные остатки техники сохранились. Прошу вас также подумать над тем фактом, что алхимики основывали свои исследования на моральных и религиозных воззрениях, в то время как современная физика родилась в XVIII веке из развлечений нескольких вельмож и богатых вольнодумцев. Наука легкомысленных невежд. Я полагал, что поступаю хорошо, то и дело предостерегая некоторых исследователей, но у меня нет никакой надежды на то, что мои предостережения принесут какие-либо плоды. В конце концов, мне нет и нужды надеяться»

 

Будучи довольно раздосадован этим выпадом со стороны незнакомца Бержье резко парировал что он должно быть просто выскочка или шарлатан раз также как и некоторые его современники энтузиасты алхимической науки тратит свое драгоценное время на такую безделицу или слишком много на себя берет не желая раскрывать своих секретов. Он не мог поверить что человек говоривший со столь завидным апломбом твердым хорошо поставленным голосом мог тратить время на всякую ерунду и поэтому попытался вытянуть из него что же тот считает главным залогом успеха истинного алхимика а не шарлатана. На что незнакомец сказал.

 

Вы просите меня резюмировать за четыре минуты четыре тысячи лет философии и усилия всей моей жизни. Вы просите меня, кроме того, сформулировать концепции, для которых не создан точный язык. Но я могу сказать вам вот что: вы знаете, что в передовой официальной науке роль наблюдателя становится все более важной. Принцип относительности и принцип неопределенности показывают, до какой степени наблюдаемые явления зависят от вмешательства наблюдателя. И вот секрет алхимии: существует такой способ преобразования материи и энергии, при котором возникает то, что современные ученые называют «силовым полем». Это силовое поле воздействует на наблюдателя и ставит его в привилегированное положение перед лицом мира. С этой привилегированной точки он имеет доступ к той действительности, которую время и пространство, материя и энергия обычно скрывают от нас. Это и есть то, что мы называем Великим Деланием. – Но философский камень? Получение золота? – Это только прикладные частные случаи. Суть дела не в превращении металлов, а в превращении самого экспериментатора. Это древняя тайна, которую многие люди вновь раскрывают из века в век.

 

На этом беседа завершилась и незнакомец раскланявшись и поблагодарив Бержье за интересную беседу поспешил покинуть лабораторию. Как мы видим многое из того что было сказано совпадает практически слово в слово с тем о чем речь шла у нас чуть выше а именно когда речь шла об истинной алхимии духа и внутреннем преображении. Также это очень тесно связано с главной темой всех легенд о Святом Граале и основной темой гностических писаний и того во что верили их духовные наследники катары. А потому следует задаться вопросом о том насколько высока вероятность того что в Пиренеях действительно есть описанный Эженом Канселье анклав алхимиков-долгожителей – членов теневого общества вершащих судьбы простых смертных. Ведь именно здесь происходили самые основные события последней тысячи лет, если не больше связанные со всем нами вышеописанным. И что более есть еще одна весьма любопытная зацепка возможно подтверждающая эту точку зрения. Речь идет о всемирно известном паломническом маршруте прославленном как Путь Святого Иакова. Этот путь является должно быть самым знаменитым пешим паломническим маршрутом к предполагаемому месту захоронения Святого Иакова. И проходит он как раз таки по северу Испании через Пиренеи и как раз таки вполне возможно через то место где вдали от людских глаз за завесой непроницаемости и находится анклав алхимиков. Но сейчас поговорим чуть подробнее о пути ведущем в Сантьяго де Компостелу – небольшой городок на северо-западе Испании - конечный пункт этого паломнического маршрута и как он возможно связан с алхимическим преображением как главным секретом тайного анклава пиренейских алхимиков а также путем ко внутреннему преображению и соответственно мистерией Грааля. Как мы увидим ниже эта связь самая непосредственная и далеко не случайно.

Итак вот общепринятая версия того как этот маршрут стал святым и почти что обязательным для каждого истинного верующего человека. Согласно преданию, после мученической кончины апостола в 44 году на Святой земле, его останки были положены в лодку и пущены по волнам Средиземного моря. Чудесным образом эта лодка приплыла в Испанию, где святой проповедовал ранее, и была выброшена на берег в устье реки Ульи(там, где появится позже город). В 813 году, как гласит церковное предание, живший в этой местности монах-отшельник Пелайо, следуя за некоей путеводной звездой, обнаружил этот ковчег с мощами, которые оставались нетленными. В 896—899 годах король Альфонс III издал указ, по которому на месте находки над мощами была построена небольшая церковь. Само место было названо Компостела (лат. Campus Stellae, «Место, обозначенное звездой»). Святой Иаков, чудесно являвшийся во время битв с маврами — Сантьяго Матаморос, стал покровителем Испании и Реконкисты. Как апостол, предпринявший во время своего служения далёкое путешествие из Святой земли в Испанию, он стал считаться покровителем паломников. На сегодняшний момент город является третьей по значимости святыней католиков после Иерусалима и Рима.

Одним словом привычная очередная церковная небылица призванная скрыть реальную историю, объясняющую почему же именно Путь Сантьяго а не какой то другой столь важен для духовного роста и именно здесь на юго-западе Франции и севере Испании насквозь пропитанном духом бунтарской истории а не где то еще мы можем найти подсказки касательно истинного пути к личному духовному самосовершенствованию. И поэтому я попытаюсь предложить свою версию того как этот маршрут мог бы быть связан с очень древней практически дохристианской традицией связанной с поклонением Великой Богине попутно рассказывая об особенности паломничества по Пути Сантьяго. Факт первый заключается в том, что Путь Сантьяго символически представляет из себя не много не мало некое подобие Млечного Пути и в подтверждение этому как и то что очень многие населенные пункты несут на себе различные звездные или космические имена очень древняя традиция связанная с тем что Карлу Великому приснился сон в котором он увидел Млечный путь проложенный через север Испании и был вдохновлен на то чтобы расчистить эту звездную дорогу от мавров что он в принципе впоследствии и сделал.

Факт второй заключается в том что главными символами Великой Богини которой здесь поклонялись еще самые древние дохристианские племена очень долгое время чуть ли не со времен самых первых послепотопных цивилизаций Месопотамии и Древнего Египта были восьмиконечная звезда и ракушка. С этими символами были как то связаны в разное время все ипостаси Великой Богини в разное время а именно Инанна Исида Иштар Бригитта Венера Афродита и практически все остальные. Самые древние упоминания Великой Богини связывают ее с морем, ракушкой или путеводной восьмиконечной звездой. Она либо родилась в море либо же сама является безграничным морем энергии жизни из которого рождается все сущее. Факт третий заключается в том что как мы знаем чуть ли не главным именем Великой Богини у гиперборейцев и светлых атлантоариев было Дон Дану Диана Дана и именно под этим именем известны нам к примеру ее потомки – и одно из поклонявшихся ей племен – Туата де Дананн – часть большого племени данайцев-скифов-гиперборейцев. Не нужно думаю напоминать после всего того что мы знаем из сказанного выше что богиня Дон или Дану была главной кельтской богиней как в Ирландии позже став Бригиттой так и на континенте и разумеется на юге Франции и севере Испании на тех территориях где пролегает Путь Сантьяго. И также стоит отметить что лишь одно созвездие кельтами связывалось с именем богини а именно созвездие Кассиопеи которая была не много не мало согласно мифу дочерью Арабуса-Ишмаэля и через Андромеду свою дочь и Персея прародительницей по материнской линии многих европейских то есть кельтских и индоиранских народов. Многие из которых имеют самое прямое отношение к Мистериям Грааля.

Факт четвертый заключается в том что главными символами любого паломника являются как раз таки ракушка морского гребешка и путеводная звезда ведущая к месту упокоения мощей апостола. Факт пятый заключается в том что на окраине реального Млечного Пути находится не много не мало именно созвездие богини – созвездие Кассиопеи как и в конце Пути Сантьяго – Кампус Стела то есть как мы знаем место обозначенное звездой. Факт шестой заключается в том что довольно внушительную роль в популяризации в наше время Пути Сантьяго полагаю совсем неслучайно сыграл роман Дневник мага самого неоднозначного писателя современности Пауло Коэльо вслед за которым как бы странно это не казалось, вышел роман Алхимик что как мы поймем ниже совсем неслучайно. Роман Дневник мага был написан в 1987 году и с тех пор количество людей прошедших по пути Святого Иакова до настоящего времени увеличилось тысячекратно нежели это было ранее. «Дневник Мага», или «Паломничество» - это описание личного путешествия Пауло Коэльо по легендарному Пути Сантьяго. В своем поиске он встречает мистических проводников и демонических вестников, учится понимать природу истины, для обретения Силы знакомится с упражнениями-ритуалами мистического Ордена RAM.

«Дневник мага» занимает важнейшее место в становлении Коэльо как писателя. Хотя это его первая книга, она не уступает феноменальному «Алхимику» по глубине и поиску смысла. В 1986 году, когда Пауло Коэльо совершал своё паломничество, по Пути Сантьяго прошло всего 400 человек. На следующий год после публикации «Дневника мага» по этому Пути прошло более полумиллиона пилигримов. Более того для человека умеющего читать между строк станет понятно что сюжет романа отнюдь неслучаен. Главный герой пытается вернуть себе свой утраченный меч как символ внутренней силы и потому в сопровождении таинственного спутника пускается на путь обретения утраченной внутренней силы дабы переродиться как в Мистериях Грааля и стать новым человеком и не по случайному пути а именно по Пути Сантьяго – древнему пути Великой Богини. Тайное общество RAM которое побуждает его совершить это паломничество – однозначно общество посвященных алхимиков пиренейского анклава владеющих сакральной традицией как она прямо названа в тексте романа. Можно сказать автор открытым текстом говорит о том как пройти свой собственный путь для каждого отдельного взятого человека чтобы обрести силу и переродиться.

Для тех же кто не понял - следующим романом стал именно Алхимик – изданный в 1988 году. В предисловии романа главный герой повествования, отдавший 11 лет своей жизни алхимии, предупреждает, что "Алхимик" - книга символическая. Автор начал свои исследования в области алхимии в середине семидесятых. Но, не увидев результатов своего усердия и рвения, в 1973 году прекратил изыскания. В 1981 году автор встретил учителя, который делил алхимиков на три типа: одни любят неопределённость, поскольку не знают своего предмета; другие знают его и понимают, что «язык алхимии направлен к сердцу, а не к рассудку»; третьи не знают об алхимии, «но сумели всей жизнью своей открыть Философский Камень». Об алхимике второго типа и пойдёт рассказ. Главного героя разумеется  зовут Сантьяго – и он простой пастух из Андалусии который отправившись в дальнее путешествие после множества приключений следуя по пути сердца и своей судьбы встречает истинного Алхимика что научит его познавать истинную Душу Мира. Однако настоящее сокровище и истинную мудрость он обретает именно у себя на родине в Испании что совсем теперь уже и неудивительно.

В заключение теперь когда мы сумели раскрыть истинное значение Пути Сантьяго хотелось бы рассказать немного о том как его проходят паломники а также немного о его особенностях. Самый важный участок Пути Святого Иакова начинается на юге Франции, идет через Пиренеи (через перевалы Ронсеваль или Сомпорт). Да это именно то самое Ронсевальское ущелье что стало известно благодаря Песне о Роланде и битве 15 августа 778 года. Главная магистраль в Испании ведет от Памплоны до Сантьяго-де-Компостелы и носит название «Дороги французских королей». Она состоит из так называемых 28 этапов и в среднем занимает у паломника 35 дней за которые необходимо преодолеть примерно 675.5 км от Памплоны до Сантьяго-де Компостела. Сходящиеся к перевалам маршруты на территории Франции следующие:

 

1.    Тулузская дорога (Via Tolosana) — начинается на востоке и идет через Сен-ЖильСен-Гильем-ле-Дезер (некогда главное прибежище очень многих трубадуров) и Тулузу.

2.    Поденская (Via Podensis) — почти параллельна предыдущей, начинается в Ле-Пюи и проходит через Конк и Муасак.

3.    Лиможская (Via Lemovicensis) — начиналается в Везле, проходит через Лимож и Перигё и соединяется с Поденской в Ронсевалле.

4.    Турская (Via Turonensis) — идет от Ла-Манша, через ТурПуатье, Сент и Бордо.

 

 

Первым известным паломником был епископ Годескальк (Готшальк) из Ле-Пюи. Он совершил путешествие из Франции в Компостелу зимой 950—951 годов. В XII веке папа Каликст II даровал паломникам право на получение индульгенции, что поставило Компостелу на одну ступень с Иерусалимом и Римом. Считают, что основные маршруты сформировались примерно в XI веке; в 1160-е годы для защиты паломников от весьма частых тогда разбойных нападений кастильская корона учредила военно-рыцарский орден Святого Иакова. И опять же стоит заметить в качестве заключительного утверждения что все события связанные с популяризацией этого пути проходили примерно в то время когда вот-вот должна была наступить эпоха раннего Возрождения и время в которое появятся тамплиеры и катары а также будут написаны основные произведения из цикла Артурианы и квестов поисков  об обретении Святого Грааля.