Черна я, но прекрасна….

 

Культ Черной Мадонны возник в Европе во времена средневековья — 9-13 века нашей эры, то есть как мы понимаем именно в то самое время о котором речь у нас шла выше что уже предполагает не простую историю его происхождения. Можно сказать, что это самый молодой культ почитания Богини-Матери и возможно именно поэтому он отличается большой ясностью символизма и понятностью образа. Тем не менее его история уходит весьма глубоко чуть ли не к самым первоистокам на 40-50 000 лет в доисторические времена процветавшего по всей территории Гипербореи и не только матриархата. Черная Богиня-Мать в последующие тысячелетия была хорошо известна во многих культурах, которые впоследствии и уже в наше патриархальное время пришли в упадок. А чернота стала символом чего-то ужасного и отвратительного – великого зла, которого нужно избегать всеми силами. Взять к примеру хотя бы отношение западных людей к изображениям богини Кали в индуизме. И что забавнее всего так это то что Черная Мадонна умудрилась сохраниться именно в контексте христианской католической церкви при том что традиционный католицизм отрицает ее изначальную черноту и говорит о том, что образ Черной Мадонны – это изначально образ Богородицы Марии с Иисусом Христом на руках, а почернели они от времени, от дыма горящих свеч. Что конечно же как мы увидим ниже не более чем очередная церковная байка дабы скрыть истинное и очень древнее происхождение поклонения Великой Богине.

 

Изначально статуэтки Черной Мадонны изготавливались из тёмных сортов дерева, как например, черного эбенового дерева или из чёрного камня. Таких статуэток сохранилось до наших дней совсем мало, так как по бытовым причинам или вследствие войн и революций в церквях происходили пожары и разрушения. А более поздние копии исчезнувших скульптур делались уже из более доступных, светлых материалов и сверху зачернялись. Поэтому, когда современные ученые подвергают скульптуры Черных Мадонн исследованию, то они зачастую обнаруживают, что статуэтки были сделаны из светлых пород дерева. Такие статуэтки обычно датируют двумя последними веками. Из этого ученые делают вывод, что чернота статуэток – это просто результат воздействия времени и дыма свеч. Но эта теория рассыпается перед тем фактом, что у многих статуэток до черна потемнели только лицо и руки Мадонны, а элементы ее одежды и украшений почему-то не поддались дыму и старине до черноты. Уничтожить же этот черный образ как мы понимаем католическая церковь не может, так как Черные Мадонны притягивают к себе миллионы паломников, а вписать этот культ в свою традицию как-то нужно.

 

Фигуру Черной Мадонны сейчас можно встретить практически в любой стране Европы, но больше всего их во Франции, Испании, Германии и Италии. В Европе около 400-500 Черных Мадонн, в зависимости от того, как они классифицируются. Во Франции насчитывается не менее 180, а также сотни не средневековых но более поздних копий. Наиболее ранние изображения Чёрной мадонны — это скульптуры из дерева (реже — из камня), созданные в романский культурный период. Появление их в совершенно определённое время в значительном количестве в самых отдалённых друг от друга уголках Европы пока не нашло научного объяснения. Одной из гипотез является следующая: Чёрные мадонны появились в Европе (в частности, во Франции) во время Крестовых походов и были завезены из стран Ближнего Востока. Большую роль в этом сыграли рыцари — тамплиеры. Все эти статуи были созданы до XIII столетия и обладают рядом общих внешних примет: высота около 70 см, прямо сидящие, прямой взгляд больших глаз, устремлённый вдаль. Руки или пальцы — чрезмерно длинны. На коленях они держат также глядящего вдаль младенца. Младенец рукой благословляет либо держит в ней шар, подразумевающий яблоко либо земной мир. Лицо у младенца не детское, а взрослого мужчины. В более поздний период (барокко) Чёрная мадонна изображается, как правило, стоя. Многие из древних изображений были уничтожены во время потрясавших Европу религиозных войн и последовавших за ними революций.

 

Мы ещё поговорим чуть ниже о самых известных фигурах Черной Мадонны и о ее истории с самых первых времен и до эпохи Возрождения но для начала хотелось бы привести традиционную точку зрения на то что же означает именно этот столь непривычный цвет для изваяний Богини Матери. Песнь Песней Соломона 4-5 представляющая, как известно своего рода диалог в очень символичной и откровенной форме между двумя возлюбленными приводит следующие знаменитые строки: Дщери Иерусалимские! Черна я, но красива, как шатры Кидарские, как завесы Соломоновы. Не смотрите на меня, что я смугла, ибо солнце опалило меня: сыновья матери моей разгневались на меня, поставили меня стеречь виноградники, — моего собственного виноградника я не стерегла. Согласно общепринятому иносказательному прочтению Песни песней, прообразом Черной Мадонны можно считать возлюбленную царя Соломона, которая говорит о себе: «Не смотрите на меня, что я смугла, ибо солнце опалило меня;…» (Песн. 1:5). В Вульгате это место звучит как «Nigra sum sed formosa». Эта цитата иногда встречается на изображениях Чёрной мадонны; впрочем, не всегда ясно — не была ли она добавлена в более поздние времена. В греческой Септуагинте соответствующее место звучит как «μέλαινά εἰμι ἐγὼ καὶ καλή», что можно перевести «Я черна и прекрасна». Споры теологов вызвали разночтения в последней фразе, которую переводили также как «Я черна, но прекрасна».

 

И тем не менее несмотря на то что такая интерпретация символа Черной Богини не так уж и далека от истины я полагаю что учитывая историю появления этих фигур именно на территории Испании Франции Италии и Германии как стран где наиболее сильны были влияния катаров богомилов и тамплиеров с их гностико-еретическими воззрениями и философией призывавшей к истинной алхимии духа через внутреннюю трансмутацию души – смысл, заложенный в именно таком стиле изображения нес на себе исключительно иносказательный и оккультный смысл. Чёрный цвет — это цвет плодородной земли, в которой может прорасти семя жизни, это цвет космического ночного неба, вместилища мириадов звезд. Чёрный цвет символизирует изначальную материю, саму материальность мира.  Материнская утроба Великой Богини что сейчас, что во времена средневековья считалась абсолютно черной. И выразить эту черноту символично в цвете лица Мадонны выглядит вполне закономерно. Черная детородная утроба — мир покоя, защищенности и изобилия Матери. Черный цвет – цвет сокровенной тайны рождения и смерти, цвет глубокой мудрости и изначального творчества. С алхимической точки зрения черный цвет символизирует первичный хаос, зияющую безграничность океана жизненной энергии – йони или первочрево для всего сущего где перемешаны семена всех вещей, из которой происходит все и вся, и которая является первейшим материалом и начальной ступенью для всех алхимических превращений. Первая ступень в духовном алхимическом процессе называлась Nigredo или  «Чернение» – этот этап означал черноту смерти и гниения старых ложных воззрений о самом себе, это был этап сознательной дезинтеграции смерти эго за которым последует некое абсолютно новое качество осознания. И не случайно его символом был ворон – черная птица падальщик как символ расчленения и поглощения старой мертвой личности. Также вспомним из беседы о шаманских инициациях что именно это ощущаю большинство шаманов в самом начале своего пути собственно почему имена эта птица и является их дальнейшим спутником или тотемом. Черная Мадонна отражала этот абсолютно необходимый шаг своим оттенком кожи, как бы давая жизнь этому процессу трансмутации духа.

 

Помимо монашеских орденов историю возникновения Черной Мадонны связывают вполне оправданно с предшествующими христианству культами Богини-Матери разных народов, предполагая, что Черная Мадонна стала воплощением сразу нескольких древних богинь плодородия. Исследователи культа Черной Мадонны больше всего уповают на связь Черной Мадонны с египетской богиней Исидой,  по вполне очевидной причине того что Исида изображается сидящей на троне с младенцем Гором на руках, как и большинство Черных Мадонн сидят на троне с ребенком. Исиду как хорошо известно величали «Девственной матерью» и «Царицей Небесной», как и Деву Марию сейчас. Цветом Исиды считался чёрный, а заклинания касающиеся Исиды, начинались со слов «Моё царство покоится на том, что чрезвычайно чёрно». Культ Исиды, считавшейся покровительницей врачевания и женского плодородия, был распространен по всему Средиземноморью и был силен в раннехристианскую эру. Когда христианская традиция стала отвергать древние языческие верования, образ Исиды конечно мог трансформироваться в образ Девы Марии. Также не забудем и то что сами термины химия и алхимия происходят от самого древнего обозначения Египта  - Кемет – то есть Черной страны а Исида как Великая Богиня называлась практически во всех известных надписях Хозяйкой Двух Земель то есть Верхнего и Нижнего Египта. В более позднее время уже в эллинистический период к ней не раз применялся греческий термин chrestos –добрая или кроткая – благосклонная к мольбам.

 

Кроме Исиды, Матерью богов также называли фригийскую богиню Кибелу. Фригийское государство находилось на территории современной Турции, в связи с географической близостью ее культ в Европе тоже был силен. Богиня Кибела также имеет связь с чёрным цветом, ее символом как мы помним из беседы выше был чёрный камень, возможно метеорит. Изображали Кибелу сидящей на троне, ее ноги стоят на подставке для ног, кубическом основании, равно как и у Исиды, как, впрочем, и у всех Чёрных Мадонн, что изображены в сидячем положении. Сопровождают Великую Мать Богов Кибелу величественные львы, а в руках у нее может быть рог изобилия или символ жизненной силы и плодородия – гранат. По поверьям Кибела упорядочивала стихийные силы природы и несла плодородную силу. Еще одна богиня, связанная с чернотой и культ которой был распространен на заре христианства в Европе — Артемида Эфесская. Артемида Эфесская изображалась черной и многогрудой, она почиталась как богиня-покровительница деторождения. Глядя на ее статую, создается ощущение, что это изображена мать-природа или мать-земля в человеческом обличии, готовая щедро кормить всех своих детей. Аналогичный культ сопровождал как мы помним и богиню Деметру в честь которой проводились Элевсинские мистерии и праздник Фесмофории. В Италии была местная италийская богиня Матерь Матута. Ее почитали как богиню всякого рождения и изображали в виде женщины, сидящей на троне с ребенком или детьми на руках. Есть одна статуя Матуты без детей, где она держит в правой руке гранат — символ плодородия, а в левой руке у нее голубь. Голубь, как символ Святого Духа, в современном христианстве встречающийся очень часто, очевидно тоже является наследием древних религий и более того как мы помним именно этот символ был главной эмблемой катарского движения как Церкви Святого Духа то есть Великой Богини Матери.

 

Самая знаменитая черная мадонна находится во Франции, в Шартрском соборе и по легенде, еще друиды установили здесь, в гроте на священном холме Карнунтум, женскую фигуру темного цвета, олицетворяющую деву, готовящуюся к рождению ребенка. Мадонна из Шартра описана уже знакомым нам легендарным Фулканелли как воплощение египетской Исиды. Как я и говорил выше он объясняет черный цвет совсем на другом уровне - алхимическом и метафизическом: чернота - это первичная материя, из которой происходит все и вся, и которая есть первейший материал и начальная ступень для всех алхимических превращений. А поскольку алхимия, это не просто обретение философского камня, как возможности разбогатеть, но путь посвященных, трансформирующих материальное в духовное, преображающих свою душу, для соединения с божественным - становится понятным, насколько на самом деле символичны и многозначны эти черные матери, несущие в себе и рождающие новую жизнь, как грубая земля рождает прекрасные цветы. В своей книге «Тайна соборов», изданной в 1926 году, писал о 2-х Черных Мадоннах во французском городе Шартр и уже известный нам Фулканелли: «В наши дни чёрные Девы встречаются редко. Упомянем лишь те из них, что достаточно хорошо известны. В этом отношении наиболее богат Шартрский собор: в нём их две. Одна восседающая на троне, выразительно названная «Нашей подземной Госпожой» находится в крипте, и на цоколе этой статуи надпись — Virgini pariturœ; другая, так называемая «Наша Госпожа у колонны» — снаружи, в нише в виде пылающих сердец. Подземная Дева Шартра — один из древнейших объектов паломничества. По рассказам местных средневековых хронистов, сперва это была старинная статуя Исиды, «изваянная ещё до Иисуса Христа». Однако теперешняя скульптура датируется самым концом XVII века.»

 

Далее он пишет следующие строки. "Как в человеческом сердце есть тайные уголки, также и в соборе есть скрытые помещения. Расположенные под землей, они, все вместе составляют крипту. Попавший в это сырое и холодное помещение испытывает необычное ощущение, усиливаемое тишиной: ощущение могущества тьмы. Здесь мы в царстве мертвых, как, например, в соборе в Сен-Дени, где похоронены известные люди; как в Римских катакомбах, кладбище христиан. Каменные плиты; мраморные мавзолеи; склепы; осколки истории, фрагменты прошлого. Мрачная, давящая тишина наполняет своды помещения. Суетные звуки окружающего мира здесь не достигают нашего слуха. Сможем ли мы выйти из этой пещеры циклопов? Где мы; на пороге дантовского ада или в подземных галереях, так радушно встречающих первых мучеников? Все загадочно и страшно в этой тишине теней... Нас окружают многочисленные огромные колонны, иногда сдвоенные, крепко стоящие на широких опорных плитах. Молчаливая несгибаемая воля находится в непрерывном напряжении, противодействующем разрушению. Телесная сила, которую древний архитектор смог вложить в эти каменные глыбы, превратила их в стадо толстокожих ископаемых, выгибающих свои костлявые спины, вытягивающих каменные животы под непомерной тяжестью. Реальная, но тайная сила, которая проявляется скрыто, в тени, удерживая фундамент сооружения. Таково впечатление от посещения готических крипт.

 

Некогда в этих подземных комнатах стояли статуи Исиды, которые с приходом в Галлию христианства, стали теми самыми Черными Девами, которых до сих пор народ окружает совершенно особенным почитанием. Впрочем, и те и другие выражают одно и то же Virgini pariturae; Деву, которая должна родить. Пьер Дижоль в своей работе: "Общая библиография оккультизма" пишет: "Уже ученый Элиас Шадиус отметил в своей книге De dictis Germanicis следующую подпись под иконой: Isidi seu Virgini ex qua filius proditurus est. Следовательно, иконы с изображением Изиды не имеют никакого христианского смысла, который экзотерически им приписывается. Изида до зачатия, — пишет Бигарн, — в виде скульптурных изображений дохристианского периода в астрономической теогонии носила имя Virgo paritura, т.е. безживотная земля, которую лучи солнца скоро оживят. Это также мать богов, как свидетельствует Камень: Matri Deum Magnae ideae. Лучше нельзя раскрыть эзотерический смысл наших Черных Дев. Они фигурируют в герметической символике, как первичная земля, которую алхимик использует как основание в своей великой работе. Это сырье, в своем первоначальном минеральном состоянии, в котором оно получено из металлических жил, скрытых в массе скальных пород. Это, как говорится в древних текстах, "плотная субстанция черного цвета, имеющая вид камня; может дробиться на мелкие куски, как камень".

 

Камиль Фламмарион рассказывает нам о еще одной любопытной фигуре которую он видел в подвале Обсерватории 24 сентября 1871 года. "Колоссальное сооружение Людовика XIV, — пишет он - возвышающееся на двадцать восемь метров и с подземельями такой же глубины. В углу одной из подземных галерей можно заметить статую Девы, находящуюся там с 1671 года, на пьедестале выгравировано ее название: Notre-Dame de dessoubs terre (Подземная Богоматерь)." Эта малоизвестная Парижская Дева, олицетворяющая собой тайное учение Гермеса, кажется копией шартрской Девы, блаженной подземной Богоматери. Что же касается статуй Исиды, — мы говорим о тех, которые избежали христианизации, — то они еще более редки, чем Черные Девы. Витковский указывает нам одну из них в соборе Сен-Этьен в Метце. Он пишет: "Это скульптурное изображение Исиды было обнаружено в старинном монастыре. Оно представляет собой обнаженный бюст очень худой женщины; ее голова закрыта вуалью. Сама скульптура выкрашена в красный цвет, а ее одеяние — в черный... Аналогичные скульптуры были в Сен-Жермен-де-Прэ и в соборе Сент-Этьен в Лионе"

 

В монастыре Монтсеррат, под Барселоной, Черную Мадонну помимо Сеньоры ласково называют Моренета, что в переводе с каталонского означает Смуглянка. Жители Каталонии ее почитают как мать и покровительницу всех Каталонских земель и считают ее «гордостью нашего народа». Монастырь Монтсеррат расположен высоко в горах, практически среди облаков что несомненно добавляет особого шарма этому чудесному месту. Черная Мадонна Монтсерратская расположена в храме высоко над землей, подняться к ней можно по лестнице, отстояв некоторое время в очереди паломников, съезжающихся со всего света. В целях сохранения Черную Деву поместили за стекло, и сделали небольшое окошко около ее руки, через которое к статуе можно прикоснуться. Черная Мадонна Монтсерратская одна из немногих Черных Мадонн к которым можно прикоснуться. Монастырь процветает, его круглогодично посещают тысячи людей со всего мира. Благодаря Черной Мадонне он стал духовным символом и религиозным центром Каталонии. Черную Мадонну Монтсерратскую можно увидеть не только в церквях Каталонии, но и в магазинах или кафе, ее статуэтки ставят как символ защиты и поддержки. Первое упоминание о монастыре Монтсеррат датируется 880 годом, а в 1025 году здесь был заложен бенедиктинский монастырь. И, как и положено в бенедиктинском монастыре, здесь ведется активная образовательная, просветительская работа. На территории монастыря работает музей, где проходят выставки работ монахов. Здесь есть богатейшая библиотека с рукописными средневековыми книгами. Также монастырь славится своей детской музыкальной школой, которая была основана в XIII веке и является одним из самых древних музыкальных учебных заведений Европы.

 

Помимо вышеперечисленных мест где встречаются самые известные изображения Черных Мадонн по всей Европе есть еще не менее любопытные места с очень непростой историей и я думаю ниже стоит перечислить кратко некоторые из них.

 

1. Святилище в Айнзидельне, Швейцария

В этом крупнейшем центре паломничества на территории Швейцарии можно познакомиться с Черной Мадонной Айнзидельнской, которую здесь называют «Наша дорогая леди Айнзидельн». Оригинальная статуя Черной Мадонны, которая была при основании монастыря в 9 веке, сгорела при пожаре в 1465 году. Она была заменена новой деревянной статуей, которая и стоит в монастыре по сей день. При реставрации храма в 1803 году статуэтка Черной Мадонны была очищена до телесного цвета, так как копия была сделана из светлой породы дерева. Это изменение встретило огромное неудовольствие среди населения, и Мадонна снова была окрашена в чёрный цвет. Особенностью Черной Мадонны Айнзидельнской стало ее колоколообразное платье, которое она получила в конце 16 века. С тех пор существует традиция облачать Черную Мадонну в платья различных цветов в соответствии с литургическим периодом. На выставке в Национальном историческом музее Швейцарии в Цюрихе в 2018 году можно было увидеть часть ее уникального гардероба из 17 платьев, от самого старого сохранившегося, ангельского платья 1685 года, до современных даров из Кореи и Индии.

 

2. Церковь Благодати Божьей в Альтёттинге (Altotting), Германия

Эту церковь называют Сердцем Баварии, в последние 500 лет, несмотря на свои крохотные размеры, она стала значительным местом паломничества в Германии, местом поклонения чудотворной Черной Мадонне Альтёттингской. Она славится исцеляющей и оберегающей силой, ее окружают множество легенд и историй об исцелении. Паломники ходят с молитвами вокруг часовни, здесь можно увидеть оставленные костыли и разные ортопедические приспособления тех, кто был исцелен.

 

3. Храм Черной Мадонны в Тиндари, Сицилия, Италия

Черную Мадонну из небольшого городка Тиндари называют Сицилийской Черной Мадонной. Считается, что ее изготовили в Константинополе приблизительно в VIII-IХ веке. После очередного нападения арабов на Константинополь статуя оказалась на корабле, который во время сильного шторма вынесло к побережью возле Тиндари. Моряки передали статую местным монахам и первое время она хранилась в небольшой часовне на высшей точке мыса Тиндари, а позже в 1549 году для нее был построен большой красивый храм. Множество паломников, посещающих Сицилийскую Черноликую Деву, верят в ее чудодейственную силу. Говорят, что она помогает женщинам, страдающим от бесплодия и гинекологических проблем. Черная Мадонна Сицилийская обладает очень характерным и оригинальным длинным лицом, а под ее престолом хорошо известная нам надпись «Nigra Sum Sed Formosa» — это фраза из Песни Песней Ветхого Завета как мы помним  означает «Я черна, но красива».

 

4. Часовня Богоматери Рокамадур (Rocamadour), Франция

Известно, что статуя Черной Мадонны появилась в Рокамадуре в 8 веке, но та статуэтка, что стоит в часовне сейчас датирована 12 веком. Это одна из наиболее древних статуй Черной Мадонны, она грубо вырезана из дерева, что еще больше подчеркивает ее старину.  Черная Мадонна Рокамадура стала известнейшим объектом паломничества в 1166 году. Многие короли и королевы, герцоги и герцогини, графы, епископы, лорды, видные и простые люди приходили искать чудо в Рокамадуре. Расположен он на скалистом плато, а часовня стоит на вершине одной из скал, к ней ведут 216 ступенек лестницы. Этот путь наверх к горному святилищу стал буквально ритуальным для паломников, 1,5 миллиона которых по сей день ежегодно приезжает к Черной Мадонне Рокамадура. В 12-ом столетии была собрана коллекция из 126 рассказов о чудесах Черной Мадонны Рокамадура. В этих историях она исцеляла больных и безумных, наказывала преступников, пригрозила и обратила тех, кто ее не уважал, воскрешала мертвых детей, освобождала пленников, защищала моряков, помогала женщинам зачать и родить.

 

5. Святой дом Лорето (Loreto), Италия

Черная Мадонна Лорето известна далеко за пределами небольшого итальянского городка Лорето. Копии статуэтки Черной Мадонны Лорето можно встретить в церквях во многих городах не только Италии, но и других стран Европы. Святой дом стал популярным местом паломничества в 13 веке. Современная статуэтка Черной Мадонны, которую сейчас там можно увидеть была изготовлена только в 1922 году, после того, как оригинальная статуя сгорела при пожаре. Храм Черной Мадонны Лорето является самой известной церковью в регионе Марке, его посещают около 4 миллионов человек каждый год. К Богоматери Лорето часто приходят будущие матери, чтобы помолиться о защите и благословении их детей и семей.

 

6. Базилика Марии Бистрицы, Хорватия

Черную Мадонну из хорватской деревни Мария Бистрица называют «Королевой Хорватии», в конце 18-го века она стала символом национальной идентичности. Считается, что статуя была вырезана в 1499 году. Базилика, в которой расположена Черная Мадонна за эти годы несколько раз перестраивалась и увеличивалась в размерах, чтобы разместить много тысяч паломников, которые стекались в Марию Бистрицу для чудесного благословения Матерью Бога.

 

7. Собор Ле Пюи, Франция

Это святилище Черной Мадонны находится во французском городке на холмах Ле-Пюи-ан-Веле (Le Puy-en-Velay). Восхождение на один из холмов города приводит к собору Нотр-Дам Ле Пюи – Нашей Дамы или Богоматери Ле Пюи. У этого собора интереснейшая история. На вершине холма было древнее кельтское святилище – дольмен, который славился исцеляющей силой. В 1 веке нашей эры вокруг дольмена был построен римский храм, дольмен был сохранен и продолжал исцелять нуждающихся, только приходили они теперь в римский храм, а не к кельтской Богине-Матери. В начале 400-х годов по приказу христианских римских императоров дольмен был разрушен, а храм перестроен как христианский. Но от дольмена сохранилась плита, которую в 11 веке поместили в пол церкви в проходе, там он пробыл 800 лет. Толпы больных людей, особенно страдающих лихорадкой, приходили приложиться к камню, который они стали величать «Трон Марии». Они заполняли весь проход в церкви и в 18 веке духовенство решило переместить камень на западный фасад здания. Сейчас плита возвращена в собор и любой желающий может приложиться к ней. Около 1250 года храм обрел статуэтку Черной Мадонны, которая была уничтожена во время Французской революции, но позже заменена копией, которую и можно сейчас там увидеть. Черная Дева Ле Пюи за счет своего одеяния представляет собой треугольник, который плотно окружает шею и без единой складки расширяется книзу. Это одеяние разрисовано виноградными лозами и снопами пшеницы, и открывает на уровне живота голову ребенка, также увенчанную короной, как и его мать.

 

Ежегодно 15 августа Черную Мадонну Ле Пюи торжественно проносят по улицам города. Эта традиция восходит к 15 августа 1578 года, но она прерывалась с 1882 по 1932 год. Помимо Черной Мадонны в городке Ле-Пюи-ан-Веле есть еще одна примечательная материнская статуя – огромная железная «Нотр-Дам де Франс» — «Наша Дама Франция» или «Французская Богоматерь». Эта статуя высотой в 16 метров возвышается над городом с еще одного холма города, внутри статуи есть смотровая площадка. Статуя была установлена в 1860 году, а изготовлена она из 213 русских пушек. Пушки, захваченные французами в Крыму, во время Крымской войны переплавили в статую Матери Франции.

 

Можно было бы продолжать этот список еще довольно долго, есть еще десятки потрясающих мест Черной Мадонны, но наша цель не в том, чтобы рассказать о всех. На этих примерах хотелось показать многообразие образов Черной Мадонны в Европе и ее связь с особенными местами. А также то, насколько почитание Черной Мадонны живо в народе, насколько люди чувствуют заложенную символизмом силу Чёрной Мадонны как Великой Богини Матери и тянутся к ней, зачастую может быть даже не до конца осознавая ее суть, это удивительно в наше столь патриархальное время. Черная Мадонна символизирует женские атрибуты божественного — детородное чрево Матери и поэтому ее статуэтки и храмы имеют особую связь с землей, горами, пещерами. Например, Черная Мадонна Монтсерратская во времена смуты была кем-то спрятана и затем найдена в труднодоступной пещере, вероятно она провела там годы, прежде чем ее нашли и поместили в храм. Это не единственный подобный случай, когда статуэтку Черной Мадонны находили в каких-то природных местах, таких случаев в истории Черных Мадонн много. Их находили закопанными в землю, в дуплах деревьев, возле источников, в скалах и на вершинах гор.

 

 

Статуэтки Черной Мадонны в первые столетия культа размещались в основном в подземных часовнях или каких-то других укромных уголках храма, что соответствовало их сути. Сейчас же ее чаще ставят наоборот на самое центральное, открытое место, видимо сейчас так более актуально для людей. Чернота или можно сказать тьма – это то, что сокрыто, то что находится в самой глубине нашей души, то, что мы научились прятать от себя и делать вид, что этого нет. А также отрицать себя, называя «темными» какие-то части своей души. Но Черная Мадонна – эта щедрая в своей безграничной любви  Богиня Мать как и тысячи лет назад во время самых первых мистерий через которые проходили первые шаманки и жрицы своей открытой чернотой приглашает нас взглянуть в эти глубины себя, познать суть материи и постигнуть саму божественную истину бытия. Черная Мадонна приглашает нас вернуться «домой», к глубинному источнику благоговения, изумления и восторга, отбросить любые стереотипы и увидеть себя, как явление безусловной любви, рождающее такой же полный любви мир. Испить из чаши ее нескончаемых щедрот – чаши Святого Грааля.