Хронология

 

 

Традиционная хронология любых евангельских событий хромает как правило на обе ноги.  И то что автор Матфея пытается как то привязать рождение Иисуса к правлению  Ирода Великого в полностью надуманной истории рождения а Лука дает просто кучу различных временных ориентиров пытаясь указать на время когда якобы начал свою деятельность Иисус ничуть не облегчает задачу понимания того когда и что происходило а лишь усложняет ее многократно так как обе эти хронологии идут абсолютно вразрез друг с другом. И опять возникает ощущение что авторы  не были друг с другом знакомы и не могли сойтись на том когда именно поместить время рождения своего персонажа. Как следствие этого вся имеющаяся ныне хронология вообще рушится как карточный домик так как построена, как известно на дате от Рождества Христова которого как исторического события никогда не было а сама дата как точка отсчета появилась не ранее середины шестого века по общепринятой хронологии трудами некоего аббата позже известного как Дионисий Малый. Поэтому мы здесь находимся в довольно непростой ситуации. Почему то авторы евангелий решили поместить своего персонажа именно в этот промежуток времени очерченный с одной стороной последними годами правления Ирода Великого а с другой последними годами  правления императора Тиберия. В этот временной отрезок и были помещены все участники евангельского повествования подобно тому, как герои Войны и Мира в период Наполеоновских войн в Европе и России. На самом же деле как уже должно быть стало понятно такой выбор временного отрезка был не простым – он представлял из себя идеальную временную фантомную зону про которую не быо достоверно известно практически ничего а если даже и было то исключительно из одного единственного источника – трудов Иосифа Флавия в чьих интересах как мы видели было именно напустить как можно больше тумана выполняю имперскую хорошо проплаченную миссию по агитпропаганде на тему недавней войны.

 

 

Зачатие от Святого Духа

 

 

Само понятие зачатия от Святого Духа очень любопытно хотя бы потому что аналогов ему во всей литературе  считанные единицы – можно  вспомнить миф о рождении Будды например. Как правило в эллинистической литературе на которую ориентировались евангелисты смертные женщины беременели от богов вполне обычным особом взять хотя бы Алкмену мать Геракла к примеру. В целом же если предположить что история с зачатием от святого духа довольно поздняя концепция и появилась как считают многие лишь тогда когда начало развиваться понятие Троицы – Отца Сына и Святого Духа то можно понять почему у Матфея в самом начале его евангелия борются две совершенно несовместимые концепции Иисуса Мессии и Сына Божьего. С одной стороны вымученная родословная призвана показать происхождение Иосифа отца Иисуса от царя Давида тем самым предполагая мессианский статус Иисуса, но с другой сразу же после мы видим более позднюю концепцию, согласно которой Иисус был полубогом типа Геракла или Персея и родился не от Иосифа, а от Святого духа, которого греки, должно быть, считали отдельным божеством. Понятно теперь и то что позже эта концепция была перенесена для гармонизации в Луку и даже в ПротоМарка. Иоанн же пошел более интересным путем. У него Иисус не был полубогом, но самим проявлением Логоса – космического божественного духа наделенного разумом. Таким образом, он не просто эллинизировал легенду о рождении Иисуса от Святого Духа на гностический лад, но и сумел  избегнуть возможных нареканий по поводу самой нелепости легенды о зачатии от Святого Духа как бесплотной сущности.  Разумеется что на почве иудаизма такая легенда никогда бы не возникла хотя бы потому что Яхве был един у него не могло быть сыновей а Дух Яхве – Руах ха Кодеш столь часто упоминаемый в Танахе грамматически был женского рода.

 

 

Волхвы с востока

 

 

Матфей решив единственный из всех вставить эту сюжетную линию в свою биографию Иисуса можно сказать настежь приоткрыл первоисточник происхождения понятия Мессии вообще так как главными персонажами его легенды были никто иные как Magi – то есть парфянские (персидские) жрецы культа основанного Заратуштрой. Как утверждалось самим Заратуштрой в мир должен прийти Саошиант-спаситель приход которого будет ознаменован появлением на небе звезды. Следуйте за ней говорил он и когда найдете то чудное дитя, то поклонитесь ему  как своему спасителю. Именно это мы и видим в легенде позаимствованной Матфеем. Для него младенец Иисус был именно родившимся Мессией – царем в самом широком и изначальном смысле этого слова. Разумеется что взяв эту легенду Матфей добавил разных деталей на свое усмотрение сдобрив различными так называемыми пророчествами из Танаха. Единственное что остается не совсем понятным так это почему бы Magi стали утруждать себя столь долгим путешествием на запад, будучи с точки зрения иудаизма языческими жрецами культа Заратуштры чтобы принести дары будущему Царю Израиля и Иудеи. Эта нестыковка возникла из за того что вместо Саошианта – истинного изначального Спасителя с которого как мы видели иудеи скопировали своего Машиаха таковым благодаря стараниям Матфея стал младенец Иисус. И потому то им и пришлось придти и поклониться чудному младенцу Иисусу, а не Саошианту. Кстати весьма любопытная путаница вышла и со сторонами света. Magi утверждали что увидели восходящую звезду на востоке однако если они были уроженцами Парфии то им пришлось бы двигаться на Запад чтоб придти в Иудею. С другой стороны если это писал уроженец Эллады или Малой Азии ну или Рима то для него они действительно должны были двигаться на восток чтоб попасть к младенцу и поклониться ему.  К слову сказать вот эта связь Машиаха со звездой очень древняя так как первое упоминание о звезде восходящей мы находим еще в пророчестве Валаама в книге Числа – а сама история представляет из себя просто компиляцию нелепостей. А вот небезызвестный лидер Второй Иудейской войны Бар-Косиба во 2-ом в. н.э. был немного немало провозглашен очередным Машиахом и прозван своими современниками Бар-Кохба что значит Сын Звезды.